|
|
N°218, 21 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Насильно мил
«Медальон» Джеки Чана на московских экранах
Дитя, рожденное в четвертый месяц года Змеи, получит власть над старинным медальоном, на котором переплелись змея и рыба. Завладевший одной половиной медальона становится неуязвимым и ловким; получившему обе половины даруется бессмертие; тот, кто имеет целый медальон и дитя, становится владыкой мира. Злодей по прозвищу Змеиная Голова (Джулиан Сэндз) хочет иметь все и сразу. Полицейский из Гонконга Эдди Ян (Джеки Чан) хочет поймать Змеиную Голову, но вместо этого получает сначала пулю в грудь, а потом -- невиданные доселе способности.
Картину собирались выпускать еще в мае прошлого года, но вышла она лишь в октябре 2003-го. К тому времени уже успел провалиться джекичановский же «Смокинг» -- фильм, похожий на «Медальон» чуть больше, чем стоило бы. И там, и здесь герой Чана -- разумеется, совершенно случайно -- становится обладателем могущественного артефакта, который делает обладателя умелым и неуязвимым. И здесь, и там герою помогали не чуждые рукопашного боя красотки, сыгранные барышнями, до этого в боевой активности на экране не замеченные: в «Смокинге» -- Дженнифер Лав Хьюитт, в «Медальоне» -- Клер Форлани. Отличие лишь в том, что герой «Смокинга» Джимми Тонг до переодевания был совсем уж малахольным пентюхом, а Эдди Ян и без всякого медальона вполне сносно махал ногами в статусе гонконгского полицейского. Да еще, пожалуй, в общем направлении завиральности: пуленепробиваемый и скорострельный смокинг был этаким попавшим не по адресу доспехом из шпионских запасников джеймсбондовского оружейника Кью, в то время как медальон сосредотачивает в себе квазивосточную эзотерику, что буйным цветом распустилась в Голливуде к середине 80-х, породив фильмы вроде «Большого переполоха в Маленьком Китае» и -- в особенности -- «Золотого ребенка», на который «Медальон» похож едва ли не больше, чем на «Смокинг». В результате примерно в середине фильма Эдди Яна самым натуральным образом убивают наповал, после чего с помощью начавшего искрить медальона в пространстве образуется еще один, вполне живой Эдди Ян, а предыдущий, бездыханный, растворяется в воздухе без следа. С этого момента на инспектора не действуют ни пули, ни падения с большой высоты на твердую поверхность, и наблюдать за всем этим становится совсем уж неинтересно: ведь ничего по-настоящему опасного с главным героем уже не произойдет.
В следующем году Джеки Чану исполнится пятьдесят, и в «Медальоне» это как-то особенно отчетливо видно. Он все еще может ловко выбить из рук нападающего на него громилы пистолет или пробежаться по сиденьям выставленных рядком велосипедов, не потеряв равновесия, -- но в принципе можно было бы обойтись и без этого. Надеяться только на крепость рук Джеки Чану все более сложно -- и дело не только в физической подготовке, но и в исчерпанности творческого метода. Если раньше он сам по себе являлся живым спецэффектом, то теперь ему не обойтись без волшебных предметов или просто помощников: все фильмы Чана конца девяностых -- начала нулевых (за исключением тех, в которых действуют смокинги и медальоны) -- это «приятельское кино» о напарниках (два «Часа пик», «Шанхайский полдень» и «Шанхайские рыцари»). Вечному одиночке пришлось уяснить, что один в поле не воин. Поэтому ему приходится искать поддержки у кого попало -- вроде диковатого английского комика Ли Эванса, который в «Медальоне» изображает интерполовского напарника Яна, балбеса с характерной фамилией Ватсон и выглядит как причудливый гибрид Нормана Уисдома в роли мистера Питкина, Джерри Льюиса в оригинальном «Чокнутом профессоре» и нашего Савелия Крамарова в самых забубенных эпизодах двухсерийного фильма Киевской киностудии «Смеханические приключения Штепселя и Тарапуньки». Да и Клер Форлани со своим до обидного однообразным подхохатыванием вписывается в общую нездорово-юмористическую атмосферу.
В целом, как ни обидно это признавать, все довольно уныло. И это при том, что именно «Медальон» выглядит гораздо более прилично, чем полдюжины предыдущих опусов Чана -- все-таки режиссером здесь был Гордон Чан, ответственный ранее за действительно хорошие фильмы (вроде «Кулака легенды» с Джетом Ли или брутальных «Полицейских-зверей») и не растерявший профессиональных навыков даже в условиях диктата голливудских уравнителей. Будь этот фильм первым американским появлением Чана на широком экране, цены бы ему не было; в конце концов помянутого «Золотого ребенка» в свое время любили все, и никто бы не отказался посмотреть на Джеки Чана в роли молодого Эдди Мерфи, раз уж на то пошло. Но после того, как Чан окончательно дискредитировал свои излюбленные приемы в прибыльных, но пустых американских поделках, на его новую эскападу доброй и исполненной тайных надежд иронии уже не хватает. Хочется переадресовать Чану фразу, которую бросает ему в «Медальоне» разозленный напарник: «Возвращайся-ка ты в Азию и занимайся тем, что по-настоящему знаешь».
Станислав Ф.РОСТОЦКИЙ