|
|
N°217, 20 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Я боюсь
"Опасные связи" в "35 ММ"
Французский фильм "Опасные связи", продюсером которого выступил Люк Бессон, не имеет ничего общего с прославленным романом в письмах Шодерло де Лакло. В оригинале кинокартина называется Haute tension ("Высокое напряжение"), и ее 24-летний режиссер Александр Ажа уверяет, что зритель проведет в напряжении, с каждой минутой все более высоком, все отпущенные ему полтора часа.
Еще Александр Ажа говорит, что воспитывался на фильмах ужасов, и приводит названия, одно другого страшнее (и забавнее): "Хеллоуин", "Маньяк", "Сияние", "Живые мертвецы", "Убийство бензопилой в Техасе". Французский режиссер не хочет ни копировать, ни пародировать перечисленные шедевры. Он не играет в кинематографические игры, ему бы только попугать!
В лучших традициях хоррора местом действия выбран заброшенный домик на краю кукурузного поля. Семья в составе отца, его второй жены, их крохотного сына, дочери от первого брака Алекс и ее подруги Мари становится жертвой местного маньяка, который отрывает голову отцу, перерезает горло матери, из ружья убивает сына, заковывает в цепи Алекс, и только Мари удается ускользнуть.
Дальнейший сюжет фильма сводится к вопросу: удастся ли Мари освободить Алекс, которую злобный маньяк запер в своем фургоне и под песенку New Born английской группы Muse повез в неизвестном направлении? Конечно, удастся. Однако неожиданный финал, который уже давно является частью зрительских ожиданий, заставит взглянуть на только что виденную картину иначе. Жаль, что финал-перевертыш неубедителен. От резкого движения паззл Александра Ажа рассыпается. Вся пролитая кровь уходит в песок.
Фильм выпускают в прокат накануне фестиваля "Французское кино сегодня", и это провоцирует на сравнение "Опасных связей" с лучшим фестивальным фильмом прошлого года "Любит не любит", в котором играла Одри Тоту и который поставила Летиция Коломбани. В той картине тоже был неожиданный финал, гораздо более изящный, чем в "Опасных связях". И последняя сцена фильма тоже разыгрывалась в психушке. Но если у Летиции Коломбани героиня Одри Тоту в палате выложила из таблеток изображение любимого (чудная мозаика на стене за шкафом), то у Александра Ажа помешавшаяся героиня Сесиль де Франс творчеством не занимается, а сидит на больничной кровати и глупо повторяет: «Никто не встанет между нами, никто не встанет между нами», а потом резко так поворачивается в сторону зрителя.
И все-таки "Опасные связи" -- хороший фильм или плохой? Этот вопрос не имеет ответа, потому что французские фильмы делятся на хорошие, плохие и те, которые поставил или спродюсировал Люк Бессон. Сам Люк Бессон работой Александра Ажа доволен и сейчас делает вместе с ним кинокартину "Пригород 13".
Сергей ТОКАРЕВ