|
|
N°61, 06 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Между долгами и политикой
Владимир Путин и Герхард Шредер встретятся в Санкт-Петербурге
Очередной российско-германский саммит на высшем уровне, который начнется в воскресенье в Петербурге с представления в Мариинке оперы Вагнера «Золото Рейна» на языке оригинала, похоже, не обещает прорывов в двусторонних отношениях. Хотя по многим направлениям сотрудничества эксперты с двух сторон обещают «конструктивные переговоры», итоги встреч Владимира Путина с Герхардом Шредером будут оценивать как раз по тем вопросам, где прогресса не ожидается. Россию как должника Германии интересует возможность реструктуризации долга, Германию как во всех отношениях развитую страну -- активно дискутируемая на Западе проблема со свободой слова в России. Здесь позиции сторон давно известны и непоколебимы: с точки зрения Берлина Москве по силам отдавать все долги, а с точки зрения российской стороны проблем со свободой слова не существует. Впрочем, почву для объединения все же обещает осторожное отношение двух лидеров к новой американской администрации.
Герхард Шредер едет в Петербург, видимо, со сложными чувствами. Вчера влиятельная Frankfurter Allgemeine Zeitung устами бывшего министра обороны, христианского демократа Фолькера Рюэ обвинила бундесканцлера в полном отсутствии у него какой-либо политической концепции в отношении России. Одновременно в симпатизирующем социал-демократам гамбургском еженедельнике Die Zeit Шредер лично дал отпор сомневающейся оппозиции -- концепция есть! И ее главная и наиболее далеко идущая цель заключается в том, чтобы «преподать России курс политического фитнесса» и подготовить ее тем самым к расширению сотрудничества с Европейским союзом. Немецкой публике такая мотивация наверняка понравится, но Москве вряд ли. Возможно, именно поэтому пресс-секретарь ведомства федерального канцлера Михаэль Штайнер давал в Берлине пусть не очень удобные для российских властей, но все же более «рабочие» комментарии по поводу предстоящего саммита.
Михаэль Штайнер отметил, что российский президент весьма успешно выступил 23 марта в Евросовете, а 3 апреля произнес, по оценке ведомства канцлера, «не менее впечатляющую» речь перед Федеральным Собранием. Из последнего события в Берлине не без удовлетворения было сделано как минимум два вывода: Путин выступил с ясным призывом к структурным реформам у себя в стране, а в своей внешней политике он стремится к сближению с Евросоюзом. Второй вывод тем более важен для Берлина, что Путин еще не встречался с Джорджем Бушем, а уже побывавший в Вашингтоне при новой власти Герхард Шредер, по словам г-на Штайнера, «испытывает определенный интерес к собственному вкладу в активизацию диалога между США и Россией». Хотя, как было особо осторожно подчеркнуто, «в роли посредника между Вашингтоном и Москвой Шредер себя все-таки не видит».
Владимир Путин приедет на саммит с хорошей новостью: все недоразумения о невыплате в начале года долгов по линии Парижского клуба сняты. Сегодня российский Минфин планирует погасить остаток просроченной задолженности -- 150 млн долл., приходящихся как раз на Германию. Кроме того, как заявил вчера замминистра экономического развития Иван Матеров, урегулированы все проблемы с выдачей немецкой компанией Hermes экспортных гарантий российским предприятиям. А вот в переговорах о конвертации советских долгов, несмотря на оптимистичные заявления российских чиновников, прогресс явно недостаточный.
Вчера замминистра экономразвития Иван Матеров заявил, что достигнута принципиальная договоренность о реализации восьми проектов по схеме конвертации российских долгов перед Германией в инвестиции в российскую экономику. Правда, решение об их реализации еще не принято -- стороны пока не смогли договориться о том, какие именно долги будут использованы для конвертации. По словам г-на Матерова, Германия по-прежнему предлагает конвертировать в инвестиции лишь задолженность бывшего СССР перед бывшей ГДР в переводных рублях (около 6,4 млрд переводных рублей), а Россия настаивает на конвертации своих долгов по линии Парижского клуба.
Немецкие чиновники вчера весьма жестко комментировали проблему конвертации долга. Посол Германии в России Эрнст-Йорг фон Штуднитц заявил Интерфаксу: «Правительство Германии изъявило готовность рассмотреть возможность о конверсии долгов в инвестиции только в отношении задолженности в переводных рублях. Однако для этого сначала необходимо договориться о пересчете уже установленного сальдо в переводных рублях в современную валюту». Таким образом, и одобренные к конвертации проекты будут ждать, пока стороны установят нынешний курс переводного рубля. Вчера Михаэль Штайнер сообщил: согласия между немцами и русскими относительно того, как оценить курс бывшего «переводного рубля» (Германия настаивает на том, чтобы приравнять один переводной рубль к доллару) в нынешних марках или долларах как не было, так и нет. То, что реализация проектов пока стоит на втором плане, подтверждает состав германской делегации. В Петербург вместе со Шредером приедет не министр экономики Вернер Мюллер, отвечающий за подготовку проектов, а министр финансов Ханс Айхель и его доверенное лицо по взиманию российского долга Кайо Кох-Везер.
Несмотря на прогнозируемое сторонами обилие переговоров экономической тематики, конкретные результаты исчисляются всего двумя соглашениями. По информации из российского МИДа, в Петербурге планируется подписать межправительственное соглашение по сотрудничеству в сфере космоса (хотя этот документ до сих пор не до конца согласован в российском правительстве) и сделать заявление о подготовке в Германии российских управленцев.
В существенно большей степени Герхард Шредер планирует лично поучаствовать в укреплении гражданского общества в России, которое Берлин называет одной из важнейших «колонн» стратегического партнерства между обеими странами. В первый же день своего пребывания в России германский канцлер даст эксклюзивное интервью радиостанции «Эхо Москвы». Именно входящая в холдинг «Медиа-Мост» радиостанция, подчеркнул вчера Михаэль Штайнер, выбрана германскими властями не случайно: «Такие понятия, как свобода слова и свобода волеизъявления, являются основой общеевропейских демократических ценностей, без них путь России в Европу будет закрыт». Впрочем, если в Берлине считают факт интервью независимой радиостанции элементом «политического фитнесса», то российские власти в ответ на это максимум пожмут плечами.
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Андрей ДЕНИСОВ