|
|
N°217, 20 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Российские железнодорожники собираются в Афганистан
Россия намерена участвовать в развитии транспортной инфраструктуры Афганистана. Об этом за закрытыми дверями вчера вели переговоры руководители министерства транспорта Афганистана с представителями российских МПС, Минтранса и РЖД. Стороны смогли договориться о создании рабочей группы для проведения проектно-изыскательских работ и разработке ТЭО строительства железной дороги в Афганистане. Ожидается, что следующий раунд переговоров пройдет до конца года и на нем будут обсуждаться конкретные проекты.
В Афганистане существует лишь одна пятикилометровая железнодорожная ветка, соединяющая страну с Туркменией. Кроме этого, с довоенных времен остался один железнодорожный мост, ведущий в Узбекистан. Афганцы сейчас размышляют, насколько должна развиваться их железнодорожная отрасль. Российские же железнодорожники тем временем уже дают понять, что «готовы участвовать в строительстве в полной мере».
Выбор форм сотрудничества невелик. С одной стороны, РЖД может выступить исключительно в роли подрядчика и построить сеть железных дорог. С другой -- российская компания помимо строительства может претендовать на совместную эксплуатацию дороги, для чего потребуется создание СП. В МПС вчера предпочли не обсуждать ни один из вариантов возможного сотрудничества, хотя министр Вадим Морозов, размышляя о необходимости создания консорциума из компаний заинтересованных стран для осуществления проекта, под строительством афганской ветки подразумевал как проектирование, так и дальнейшую эксплуатацию. В то же время железнодорожники подчеркивают, что будут участвовать в афганских проектах только в том случае, если это будет выгодно.
Эксперты считают намерения российских железнодорожников бесперспективными с точки зрения экономической эффективности. В качестве доказательства они приводят слишком низкие показатели объемов транзита, а также риски, связанные с политической и экономической нестабильностью в Афганистане.
Представители экспедиторских компаний соглашаются с тем, что проект не может быть рассчитан на получение прибыли в ближайшее время, и считают его политическим. Скорее, предполагают они, намерения железнодорожников являются одной из многочисленных гуманитарных акций (таких, как поставки оружия, зерна и медикаментов, восстановление построенных в советские годы предприятий и т.д.), нацеленных на восстановление в Афганистане влияния, утраченного после развала СССР. Строительство же железной дороги, по словам г-на Морозова, -- необходимый элемент развития экономики страны, которая не имеет выхода к морю.
Впрочем, в РЖД утверждают, что компания намерена участвовать в создании железнодорожной инфраструктуры и в других регионах, входящих в зону стратегических интересов России: на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и даже в Африке. Объяснение этому достаточно банальное: «В Европу, -- говорят в РЖД, -- нас никто не пустит».
Яна ВИКТОРОВА