|
|
N°217, 20 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Белоруссия будет чуть-чуть Швейцарией
Официальный Минск хочет укрепить нейтралитет
На днях в белорусский парламент поступил проект закона "Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики". Особо примечательным выглядит заявленное в документе стремление Минска к нейтралитету: «Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются... сохранение безъядерного статуса, приобретение нейтрального статуса». Законопроект разработан белорусским МИДом совместно с минэкономики и другими заинтересованными ведомствами, он был одобрен на заседании совмина 23 октября. Предполагается, что документ будет рассмотрен парламентом до конца этого года.
Не вполне ясно, как заявка на нейтральный статус соотносится с участием Белоруссии в ОДКБ (Организации договора о коллективной безопасности) и ее военным сотрудничеством с Россией. Пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных заявил, что создание нейтрального государства зафиксировано в конституции Белоруссии и «это стратегическая перспектива, к которой страна стремится». По его словам, ныне это устремление выражено в «многовекторности» политики Белоруссии по вопросам международной безопасности, примером чего является параллельное сотрудничество Минска с НАТО и ОДКБ.
Вскоре после обретения независимости Белоруссия действительно заявила о стремлении к нейтральному статусу. Об этом в начале 90-х неоднократно говорил ее тогдашний руководитель Станислав Шушкевич. К Договору о коллективной безопасности Белоруссия присоединилась с оговорками, по которым белорусские солдаты не могут воевать за пределами страны. Президент Александр Лукашенко неоднократно подтверждал, что белорусские военнослужащие не будут направлены в горячие точки.
Местные политики и независимые эксперты считают, что заявление о стремлении к нейтралитету носит декларативный характер. Лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько приветствовал появление нового законопроекта, добавив при этом: «Если говорить о ситуации де-факто, это входит в противоречие с тем, что делалось в последние годы, в частности в рамках союза с Россией». А руководитель аналитического центра "Стратегия" Леонид Заико считает: "Эта проблема дискутировалась еще шесть-семь лет назад на уровне экспертов, которые пришли к выводу, что для государственной доктрины нейтралитета нет оснований. Конечно, можно хотеть стать Швейцарией в Восточной Европе, это не возбраняется. Но я пока не вижу реального стремления к этому со стороны руководства страны". Политолог Александр Федута заявил: "Я не уверен, что руководство страны действительно стремится к нейтральному статусу. С другой стороны, у Белоруссии нет ни желания, ни возможностей на кого-то нападать".
Во вторник депутатская группа "Содействие экономическому развитию" (СЭР) презентовала альтернативный вариант законопроекта. В группу «СЭР» входят 24 из 100 депутатов нижней палаты, и она не является оппозиционной, однако во многом расходится с правительством во мнениях по поводу экономической политики. Глава группы Кирилл Холопик сказал: "Основным направлением внешней политики было, есть и будет стратегическое партнерство с Россией. К сожалению, в правительственном варианте концепции упоминание Российской Федерации отсутствует". По его мнению, одной из главных задач белорусского руководства в рамках союза должна стать унификация экономического законодательства с российским. "Если мы хотим получить эффект от союзного государства, нам надо максимально приблизить свое законодательство к российскому", -- заявил г-н Холопик. Альтернативный проект группы «СЭР» делает акцент на проведении реформ и либерализации деловой среды. Согласно данным социологов, многие белорусы сегодня надеются на экспорт экономических реформ из России.
Наталья ВИКТОРОВА, Минск