|
|
N°61, 06 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Байкало-корейская магистраль
Пока корейцы строят дорогу, россияне решают, где ее проложить
В Приморском крае со вчерашнего дня начался ремонт моста «Дружба», который через пограничную реку Туманную соединяет Россию с КНДР. Этот мост длиной более километра был построен в конце пятидесятых годов прошлого века и сегодня обветшал. Его восстановление проводится в рамках проекта соединения Транссибирской магистрали с железными дорогами Корейского полуострова, реализация которого позволит значительно ускорить прохождение грузов из Республики Корея в Европу.
Сегодня южнокорейские грузоотправители вынуждены сначала отправлять контейнеры морем из порта Пусан в Находку и только там перегружать их на железнодорожные платформы. Такая схема задерживает грузы в пути и делает их транспортировку дороже, но других вариантов у корейцев нет. Правительство Республики Корея официально одобрило проект, поскольку воссоединение Транскорейской магистрали и Транссиба сократит сроки и затраты на перевозки контейнерных грузов как минимум на 30 процентов. «Настал момент, когда Транссибирская магистраль сможет выполнить свою историческую миссию, которая ей предназначена», -- заявил на днях чрезвычайный и полномочный посол Республики Корея в России Ли Дже Чун.
По предварительным данным, объем инвестиций, необходимых для стыковки железнодорожных магистралей, составляет 200 млн долларов США. В Южной Корее восстановление железнодорожного полотна началось в сентябре 2000 г. Работы ведутся ударными темпами, и, как ожидается, все будет готово уже через полгода. Г-н Ли Дже Чун считает, что теоретически проект может быть реализован уже через 2--3 года, но конкретные сроки зависят от активности россиян.
Однако в нашей стране пока обозначились лишь признаки конкуренции между регионами Сибири и Дальнего Востока, которые не могут решить, где именно нужно прокладывать рельсы. Маршрут байкало-корейской магистрали может пройти как через Владивосток, так и через Харбин, Читу и Иркутск. С началом эксплуатации линии она должна приносить до полумиллиарда долларов прибыли ежегодно, и при дележе этой суммы никто не хочет остаться в стороне.
Вице-губернатор Приморья Игорь Бельчук утверждает, что участок железной дороги, проложенной по краю от станции Хасан на границе с КНДР, не сильно загружен, и требует лишь небольших ремонтно-восстановительных работ, которые можно осуществить всего за шесть месяцев. Сторонники транскитайского варианта в свою очередь настаивают на том, что он короче и соответственно дешевле. «Владимир Путин успокоил желающих участвовать в проекте тем, что работы достаточно на всех направлениях, но очевидно, что денег на всех не хватит», -- сказал руководитель центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Вадим Ткаченко.
Впрочем, радуются приближению экономического чуда далеко не все. Пока губернаторы делят прибыль от еще не построенной дороги, портовики подсчитывают грядущие убытки в связи с неизбежным сокращением морского грузопотока. «Если порты Приморья останутся в стороне, мы потеряем все», -- считает заместитель генерального директора ОАО «Торговый порт Зарубино» Евгений Бажов.
По его мнению, лишившись корейских грузов, порты потеряют один из главных источников пополнения оборотных средств и не смогут расширять свою деятельность. Единственным источником инвестиций для нужд отрасли в таком случае будут долгосрочные займы зарубежных кредиторов на заведомо невыгодных для россиян условиях. «Японцы, например, предоставляют только связанные ссуды на приобретение техники в их стране, а она вдвое дороже европейской», -- говорит г-н Бажов.
Дмитрий ЧЕРНОВ,Владивосток