|
|
N°216, 19 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Наступили новые времена"
Сергей Иванов разгромил генералов
Главным ньюсмейкером традиционного ежегодного сбора руководящего состава Министерства обороны стал вчера, как и полагается по должности, шеф этого ведомства Сергей Иванов. Хотя президент-главнокомандующий традиционно и участвует в этом мероприятии, в этот раз он брал слово только дважды. "Армию нужно готовить к отражению угроз завтрашнего дня" -- это заявление было лейтмотивом вступительной речи Путина. А в конце ограничился тем, что выразил согласие с предложениями министра обороны. А они у того были.
Сергей Иванов предложил подчинить Минобороны сразу две федеральные службы -- специального строительства и железнодорожных войск. Это предложение вполне укладывается в рамки общей политики глобализации военной организации государства. Сегодня создаются единые системы подготовки кадров для всех силовых ведомств, тылового обеспечения, проводятся единая военно-техническая политика, совместное планирование, развитие вооружений. Минобороны постепенно передаются задачи координации системы национальной обороны. Тенденция жесткой централизации проходит под знаменем ликвидации параллелизма и экономии средств.
«Наступили новые времена», -- сказал министр, а затем рефреном провел эту мысль по всему докладу (в доказательство он привел несколько приземленный, но веский аргумент: в этом году впервые армейские подразделения не направлялись «на целину», то есть на уборку урожая). Сергей Иванов, однако, считает, что не все командиры прониклись новой идеологией. Для начала он обрушился на командование ВВС. Если верить министру, то ни один из полков ВВС и морской авиации не отвечает «на все сто процентов» требованиям, предъявляемым к частям постоянной готовности. И все из-за слабой обученности летного состава и низкого технического состояния техники. Из-за этого же, сердился министр, за год произошло восемь летных происшествий, из которых пять -- катастрофы, погибли 12 человек. Ни Генштаб, ни главкомы не смогли переломить ситуацию. «Товарищ главнокомандующий Военно-воздушными силами! -- с нажимом сказал министр, после чего главком Владимир Михайлов вздрогнул, лицо его запунцовело. -- Прошу вас приложить усилия для того, чтобы найти способы исправить ситуацию и использовать все имеющиеся возможности для обучения летного состава».
Скоро, хотя и по другому поводу, пунцоветь пришлось уже статс-секретарю (он же заместитель министра обороны) генерал-полковнику Игорю Пузанову, которому указали на недостаточную работу с кадрами.
Затем глава военного ведомства переключился на военные округа, где плохо проводят техническое обслуживание военной техники и вооружения. В число провинившихся вошли столичный, Северо-Кавказский и Сибирский округа. Тут же г-н Иванов интеллигентно, но сурово попросил своего заместителя по вооружению Алексея Московского «максимально жестко» подходить к ведущимся научно-исследовательским и конструкторским работам. Некоторые из них, сказал министр, ведутся годами без практической отдачи, и их лучше просто закрыть.
Следующей мишенью стал начальник главного управления воспитательной работы генерал-полковник Николай Резник. От него Сергей Иванов потребовал создать и внедрить в войска систему воспитания военнослужащих, «адекватную требованиям сегодняшнего дня». Отсутствие ее, по логике министра, привело к гибели 337 военнослужащих (35% -- самоубийства, 23% -- как результат нарушений техники безопасности, 10% погибли в результате дорожных происшествий). И хотя количество самоволок, хищений имущества и денежных средств, преступлений против гражданского населения значительно снизилось, министр призвал офицеров чаще бывать в казармах, не отдавать их на откуп солдату, назначенному на сержантскую должность.
В итоге к концу атмосфера на сборах скорее напоминала полузабытые уже партхозактивы. Правда, тогда в распоряжение командиров кое-что все же поступало. Сегодня же, как признал сам Сергей Иванов, старение парка вооружений и военной техники (ВВТ) остановить не удалось. Основными видами ВВТ вооруженные силы обеспечены только на 80%, а современных образцов всего-навсего пятая часть. Поэтапно перевооружать в ближайшие годы возможно только части постоянной готовности. И керосина больше не стало, поэтому среднегодовой налет летчика -- от 12 до 44 часов при минимуме 160--180. На приемлемом уровне можно выполнять только задачи ядерного сдерживания, контртеррористической и миротворческой деятельности.
Руководство Минобороны по-прежнему очень рассчитывает на контрактный способ комплектования и не оставляет планов на этот счет. В ближайшие четыре года на контрактную основу будет переведено 147 тыс. должностей солдат и сержантов, а к 2008 году контрактников будет уже 244 тысячи. Их, по словам Сергея Иванова, надо не набирать, а отбирать. Правда, он не сказал, из кого.
Министр обороны сообщил, что в Госдуму от имени президента скоро будет внесен законопроект об изменении статуса военнослужащих. Каким образом он изменится, глава военного ведомства не сообщил, однако дал понять, что в лучшую сторону. Тем более что деньги на национальную оборону выделяются своевременно и полностью. В этом году провели индексацию денежного довольствия на 11%, получили почти 23 тыс. квартир, из которых 9 тыс. будут отданы увольняющимся. Из вооруженных сил в этом году уйдет еще 30 тыс. человек, и к началу следующего года в армии останется 1 млн 132 тыс. военнослужащих. Руководство Минобороны намерено наконец решить военно-жилищную проблему -- через создание служебного жилого фонда и внедрение накопительной системы, при которой деньги на квартиру офицеру начисляются с первого дня его службы.
Николай ПОРОСКОВ, Иван ГОРДЕЕВ