|
|
N°215, 18 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По законам экономики
Популярная музыка приносит одни убытки
Уже без малого два года отечественные и зарубежные СМИ пугают нас одним и тем же: рекорд-бизнес в кризисе, огромном и масштабном. Пиратство процветает. Западные журналисты видят причину всех бед в латентном пиратстве (незаконное копирование, распространение MP3 через Интернет), наши -- в просто пиратстве, которого процентов 90.
Еще одна насущная проблема: отсутствие новых музыкальных звезд. В общем, надежд никаких, система подходит к необходимости качественных перемен.
Все так. Легальный рынок во всем мире сжимается, как шагреневая кожа; рекорд-бизнес, будучи и так делом рисковым, в последнее время становится практически убыточным. Причину аналитики видят в неповоротливости рекорд-компаний, чьи специалисты по артистам и репертуару (A&R) проводят недальновидную политику раскрутки малоинтересных в творческом отношении артистов и делают ставку в основном на детско-подростковую аудиторию. В результате «проекты» живут недолго, их раскрутка стоит дорого, а у юных, на которых делается ставка, денег в общем-то и нет. Это понятно.
Пиратство на Западе не как у нас, а «латентное», то есть в форме копирования на «болванки» и скачивание с Интернета. Масштабы того и другого, судя по заверениям иностранных специалистов, такие, что всерьез пошатнули рынок. По личным наблюдениям -- тоже. Один мой знакомый англичанин зачем-то проходил практику на российском рекорд-лейбле (наверное, ради экзотики). Месяц этот человек стажировался в разных отделах рекорд-компании (бухгалтерия, реализация, маркетинг и т.д.), а работал «в поле» -- объезжал московские музыкальные магазины. «Хорошие магазины», -- решил он наконец. «Лучше, чем в Англии?» -- спросил я. «А бог его знает, -- простодушно ответил англичанин. -- Я дома-то по магазинам не хожу. Чего мне ходить-то: Интернет--MP3--мини-диск. И все нормально». Последние пару месяцев мне сплошь попадаются диски с защитой от копирования, да еще и с ярлычком «Спасибо, что купили этот диск, а не переписали».
Все вышеперечисленное -- правда. Я не собираюсь оспаривать ничего из этих тезисов, даже привел свои примеры. Меня лишь задевает какой-то взвинченный тон всех этих публикаций. Тон похож до такой степени, что возникает чувство, будто сочиняет их один человек, а потом пишет на русском, английском и немецком во все европейские журналы. А в то же время -- что происходит? А ничего: естественный процесс. Был взлет рынка компакт-дисков? Был. А за взлетом следует что? Правильно, спад. И в чем трагедия? Пути спасения всегда есть -- главное, искать их. Профессионалы и на падающем рынке умеют делать деньги. Потому что самое плохое -- это застой, когда не работает ничто и ничего не происходит.
Но основная проблема все-таки из разряда философских. Популярная музыка некогда решила жить по законам экономики, а не искусства. Святое право. Только ведь и страдать пришлось тоже по законам экономики, а не искусства. И действовать в кризисных ситуациях так же: быстро, четко, жестко и с калькулятором в руках. Только ведь это все опять без гарантии успеха: покупатель-то музыку слушает по законам искусства. А не экономики.
Александр БЕЛЯЕВ