|
|
N°215, 18 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трупы без злоупотреблений
Состава преступления в деле "новосибирских покойников" суд не нашел
В Новосибирске вчера завершился скандальный процесс по делу о незаконной отправке за рубеж трупов и препаратов головного мозга умерших российских граждан. По приговору Кировского райсуда главный герой этой эпопеи -- начальник Новосибирского областного бюро судебно-медицинской экспертизы Владимир Новоселов -- был полностью оправдан за отсутствием состава преступления.
Скандал с "новосибирскими покойниками" разгорелся осенью 2001 года, когда на таможне по пути в Германию был задержан специфический груз, состоявший из 56 трупов и 440 препаратов головного мозга. Отправляла его Новосибирская государственная медакадемия (НГМА). Ее представители предъявили тогда договор с Институтом пластинации немецкого города Гейдельберга, по которому «анатомический материал» после обработки по методу скандального немецкого авангардиста Гюнтера фон Хагенса должен был вернуться в Россию уже в качестве наглядных пособий для студентов-медиков. Груз был отправлен, но прокуратура начала проверку и вскоре заподозрила, что злополучные тела на самом деле предназначались для выставки г-на Хагенса под названием «Миры тела», состоящую из законсервированных человеческих тел. Несмотря на то что наши законы позволяют использовать в медицинских целях тела умерших граждан, не имеющих родственников, следователи не поверили, что собранный врачами «человеческий материал» действительно анонимный, и усомнились в бескорыстности намерений докторов.
В результате г-на Новоселова, который и предоставил из своего бюро трупы для НГМА, обвинили в злоупотреблении и превышении должностных полномочий. Прокуратура сочла, что он незаконно издал приказ, предписывающий моргам Новосибирска отправлять к нему в бюро все невостребованные трупы, и построил в бюро кремационную печь, в то время как в функции его учреждения входит лишь экспертиза трупов. В доказательство вины г-на Новоселова обвинение ссылалось на показания родственников восьми умерших. Среди тел, находившихся в морге НГМА и подготовленных к отправке в Германию, они опознали своих близких. При этом в бюро родственникам заявили, что их близкие кремированы, и даже выдали прах.
Но суд счел вчера все доводы обвинения несостоятельными. Как заявил судья Михаил Носырев, было установлено, что г-н Новоселов не руководил отправкой и не контролировал, какие именно трупы направляются в НГМА. Также суд отметил, что бессмысленны и претензии прокуратуры по поводу нарушения закона о трансплантации, поскольку при отправке за рубеж речь шла только о препаратах головного мозга, которые не входят в перечень органов, подлежащих трансплантации. Что касается приобретения г-ном Новоселовым печи для кремации умерших, то, как было указано в приговоре, это не может считаться превышением полномочий, поскольку это допускается уставом бюро судмедэкспертизы.
Ярослав ЗОРИН