|
|
N°215, 18 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Десять лет за оружейным прилавком
18 ноября 1993 года указом президента России был создан ключевой элемент российской системы военно-технического сотрудничества (ВТС) -- Государственная компания по экспорту и импорту вооружений, которая тогда называлась «Росвооружение». После реформы 2000 года она получила наименование «Рособоронэкспорт».
Преодолев к 1999 году двухлетнее падение объемов поставок вооружений за рубеж, Россия в течение следующих трех лет непрерывно наращивала экспорт. Каждый раз ставился очередной национальный рекорд стоимости поставок, а в 2001 и 2002 годах -- и валютных поступлений. Есть основания полагать, что в нынешнем году рекорд 2002 года будет как минимум повторен, а валютные поступления составят беспрецедентные 5 млрд долл. Невероятно: советский технологический задел должен быть уже исчерпан, в реальности же Россия вышла в апогей экспорта вооружения и военной техники (ВВТ).
Есть по крайней мере три причины расцвета дел в этой области. Во-первых, успешно реализован задел 1996--1999 годов. Именно в это трудное трехлетие, когда поставки упали до 2 млрд долл., а «Росвооружение» находилось на грани банкротства, были заключены крупнейшие контракты на поставку в Китай эсминцев и многоцелевых истребителей, а также фрегатов в Индию. Исполнение этих контрактов обеспечило высокий уровень поставок в 1999--2000 годах, а передача индийских фрегатов положительно скажется и на результатах нынешнего года.
Во-вторых, позиции России на рынке вооружений укрепились благодаря стабилизации политической ситуации и началу экономического роста в стране. Высшее политическое руководство страны активно включилось в проталкивание российской техники за рубеж, не гнушаясь порой разговоров даже о нескольких единицах техники. Стабилизировалась кадровая и ведомственная структура системы ВТС: ни один глава госпосредника до Андрея Бельянинова не имел возможности работать на своем посту целых 36 месяцев. Руководство «Росвооружения» менялось в 1997--2000 годах почти с той же частотой, что и эфемерные правительства от Кириенко до Степашина. В этих условиях трудно было требовать от покупателей доверия к России, ее ОПК и экспортерам.
Сегодня есть возможность работать над почти 17-летним контрактом в 3,3 млрд долл. по лицензионному производству Су-30МКИ в Индии, совместной с Индией же разработкой крылатой ракеты PJ-10 по проекту BahMos, а также программой совместной разработки по гармонизированным ТТХ и совместной закупкой ВВС двух стран индийско-российского среднего транспортного самолета (ИРТС). Видимо, до конца ноября будет заключен контракт на передачу в Индию авианесущего крейсера, который в ходе переделки станет полноценным авианосцем с катапультой.
В-третьих, с конца прошлого века заметно растет глобальная военно-политическая напряженность. Начало ей положила агрессия НАТО против Югославии, развитие тенденция получила после 11 сентября в ходе операций США в Афганистане и Ираке. В этих условиях государства, ориентированные на сохранение своего суверенитета, стремятся диверсифицировать источники закупок вооружений. После 1999 года заметно активизировал закупки военно-воздушной, морской и противовоздушной техники Китай, обращения последовали из Алжира, заключены крупные контракты с Малайзией и Индонезией. Нереализованным резервом остается активизация военно-технических связей со странами Ближнего и Среднего Востока, причем не только и не столько с малоресурсными традиционными партнерами (Ираном, Сирией, Ливией), но с Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ, а при сохранении и наращивании нынешних антироссийских настроений в Индии -- и с Пакистаном.
Государственный посредник важнейший, но далеко не единственный субъект ВТС. Успешно работают компании, имеющие право самостоятельной работы с продукцией военного назначения. Это «Антей», тульское КБ приборостроения и Российская самолетостроительная корпорация «МиГ». Правда, «Антей» получил свои два греческих контракта на поставку 31 ЗРК «Тор-М1» благодаря мощному лоббистскому ресурсу, высоким комиссионным, а также наработкам «Росвооружения». Тем не менее эти поставки общей стоимостью более 800 млн долл. стали самой большой программой, реализованной независимо от госпосредника и за рамками двух главных покупателей российского оружия -- Китая и Индии. «Антей» не смог заключить никаких других сделок, за исключением названных, и в начале прошлого года после создания «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»» потерял право торговать оружием самостоятельно.
Тульское же КБП имеет весьма диверсифицированную географию и номенклатуру поставок. Главные покупатели систем ПВО, управляемых артиллерийских снарядов и боевых модулей туляков -- Китай, Индия, ОАЭ и Греция. Особенно весом эмиратский контракт стоимостью 720 млн долл. на разработку и поставку 50 зенитных ракетно-пушечных комплексов «Панцирь-С1». Считается, что действия КБП на рынке не всегда были гармоничны общероссийским интересам, но несомненно, что работа компании немало способствовала облагораживанию региональной структуры экспорта российских ВВТ, и прежде всего на рынке, где, как считается, госпосредника недолюбливают.
Наконец, РСК «МиГ», вернувшись в 1999 году из небытия, последовательно наращивает присутствие на рынке. Если в 1998 году объем подписанных в течение года контрактов составил 89 млн долл., то уже в 1999-м вырос до 132 млн, а в 2001 и 2002 годах приблизился к 1 млрд долл. В этом году предполагается прорыв компании в связи с ожидаемым подписанием индийского контракта на поставку корабельных истребителей. Хотя корпорация имеет монопродукт, МиГ-29, география ее поставок продолжает расширяться -- в этом году за пределы африканских и азиатских рынков с малой емкостью. С прошлого года РСК заняла второе после «Рособоронэкспорта» место и, вероятно, подтвердит успех в этом году, несмотря на кадровые потрясения.
Другие субъекты ВТС не оказывали принципиального влияния на положение России на рынке. Тем не менее следует упомянуть, что НПО «Машиностроение» -- участник проекта BrahMos с российской стороны -- стало пионером в реализации совместных проектов на паритетных началах, которые только и могут обеспечить будущее России на рынке вооружений. Существенную роль играет Коломенское бюро машиностроения с экспортом пока всего 32 млн долл. Портативные ЗРК, как и ПТРК, становятся важнейшим инструментом сопротивления агрессорам, обладающим подавляющим военно-техническим превосходством. Поэтому вызывает беспокойство ввязывание некоторых российских ведомств в инициированную США дискуссию о возможном ограничении экспорта ПЗРК и ПТРК.
Говоря об успехах экспортеров оружия, нельзя не сказать о системном ограничителе дальнейшей экспансии на рынке: экспорт необходимо поддержать внутренним госзаказом. Российская экономика уже позволяет начать хотя бы мелкосерийные закупки некоторых видов вооружений, прежде всего авиационных, для собственной армии. Индонезия, едва покончив с разрушительным экономическим кризисом и угрозой распада, нашла ресурсы для закупок российских истребителей. Российские же ВВС едва находят средства для ремонта изношенного парка армейской авиации.
Руслан Пухов