|
|
N°49, 21 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
О, несчастный!
Воспользоваться подсказкой зала на госэкзаменах будет невозможно
Каким именно будет единый госэкзамен и сколько предметов придется сдавать выпускникам школы после 11-го класса, еще окончательно не решено. Пока в Министерстве образования предполагают, что на самом деле экзаменов будет пять. Два -- по обязательным для всех предметам, которыми, видимо, по старой традиции останутся математика и русский язык (литература). Еще три экзамена школьники смогут выбирать по списку из девяти предметов в зависимости от своей специализации и профиля выбранного вуза.
Что же касается формы проведения экзаменов, то сегодня одной из наиболее предпочтительных и объективных называют тестирование. Хотя окончательный выбор в пользу той или иной формы будет сделан по итогам начинающегося в этом году в регионах эксперимента, методические центры по заказу Минобразования уже готовят различные варианты тестов как по обязательным, так и по самостоятельно выбираемым школьниками предметам. Фрагменты одной из подобных разработок оказались и в нашем распоряжении.
Надо заметить, что экзаменационные задания только внешне напоминают игру «О, счастливчик!». И уж конечно, отвечать школьнику придется, опираясь на свои знания, а не на помощь зала.
Предполагается, что тесты будут различаться не только по предметам, но и по уровню сложности. В частности, для выпускников, которые решили ограничить свое образование старшей школой, достаточно ответить на вопросы, составленные на основе программы 5--9-х классов. Но для того чтобы получить сертификат, дающий право поступления в вуз, необходимо выполнить еще и более сложные задания из программы старшей школы. Кроме того, вероятно, что выпускникам-абитуриентам, выбравшим филологические вузы, придется помимо двух названных вариантов писать еще и сочинение.
Проект экзаменационной работы по географии для выпускников 11-х классов общеобразовательной школы. Фрагмент части для желающих поступать в профильные вузы, составленной на материале курсов старшей школы (всего предполагается 40 заданий).
Какое из следующих утверждений является верным?
1) На карте масштаба 1:100 000 1 см на карте соответствует 1 км на местности.
2) Направление на север на карте соответствует направлению меридианов.
3) Географическая широта точки соответствует параллели, на которой она находится.
4) Все три верны.
Какое из следующих утверждений является верным?
1) Средний радиус Земли равен примерно 3670 км.
2) Солнце над экватором бывает строго в зените только два раза в год.
3) Угол наклона Земной оси к плоскости ее орбиты равен примерно 23 градусам.
4) Длина экватора Земли равна примерно 111 000 км.
Какое из следующих утверждений является верным?
1) Смена времен года на Земле объясняется закономерностями годовой ритмики географической оболочки.
2) Продолжительность дня и ночи в течение года больше всего изменяется в полярных широтах.
3) Смена дня и ночи на Земле объясняется движением по орбите вокруг Солнца и ее шарообразной формой.
4) При удалении от экватора угол падения солнечных лучей уменьшается потому, что земная ось наклонена к плоскости орбиты.
Чем объясняется то, что расстояния от центра Земли до полюсов меньше расстояния от центра Земли до экватора в среднем на 21 км?
1) Осевым вращением Земли.
2) Особенностями внутреннего строения Земли.
3) Наличием ледниковых "шапок" у полюсов.
4) Сжатием земной коры из-за низких температур.
Какое из следующих утверждений является верным?
1) Река Маккензи большую часть года покрыта льдом, так как она протекает по территории с очень холодной и продолжительной зимой.
2) Река Ганг очень полноводна, так как она питается водами своего притока Инда и питается дождями.
3) Реки, впадающие в Средиземное море, летом сильно мелеют вследствие сильного испарения из-за высоких температур.
4) Все три верны.
Какое из следующих утверждений является верным?
1) Нижняя, наиболее плотная часть атмосферы высотой до 18 км называется стратосферой.
2) В составе атмосферы преобладает азот.
3) Температура воздуха в тропосфере увеличивается с высотой.
4) Атмосферное давление увеличивается с высотой.
Проект экзаменационной работы по русскому языку для выпускников 11-х классов общеобразовательной школы. Фрагмент обязательной для всех части, составленной на материале курсов 5--9-х классов (всего предполагается 25 заданий).
Прочитайте предложения А, Б, В и Г и выполните задания
А Его язык удивителен.
Б Я помню, что когда я в первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким-то странным, как бы нескладным.
В Благодаря своей искренности, Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде.
Г Но как только я вчитался, этот язык захватил меня.
В каком порядке должны следовать эти предложения, чтобы получился текст?
1) А, Б, Г, В
2) Б, Г, А, В
3) В, Б, А, Г
4) Г, В, А, Б
Найдите ошибочное утверждение о предложениях полученного текста.
1) Предложение А -- простое двусоставное предложение с грамматической основой язык удивителен.
2) Предложение Б -- сложноподчиненное предложение, состоящее из трех простых.
3) Предложение В -- простое двусоставное предложение, осложненное обособленными членами.
4) Предложение Г -- сложноподчиненное предложение, состоящее из двух простых.
У какого слова неправильно определены грамматические признаки?
1) удивителен -- краткое прилагательное в форме мужского рода;
2) совершенно -- краткое причастие в форме среднего рода;
3) создал -- переходный глагол совершенного вида;
4) искренности -- существительное 3-го склонения в дательном падеже.
В каком ряду во всех словах пишется буква «а»?
1) пригл..шать, уг..сать, иде..логия;
2) предст..влять, предн..значение, дек..рация;
3) препод..вать, ф..нтазия, выр..сти;
4) л..боратория, пол..гается, упр..щать.
Найдите слово с орфографической ошибкой.
1) круглолицый;
2) пастуший;
3) сгущёнка;
4) крючёк.
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) с..мневаться, перев..плотиться, пр..из..йти;
2) обе..доленный, и..древле, не..держанный, ра..жимать;
3) пр..увеличивать, пр..дупреждать, пр..страстие, пр..мелькаться;
4) от..езд, непод..ёмный, оп..янение, с..ёжиться.
В каком примере НЕ пишется слитно?
1) Среди собравшихся было несколько (не)знакомых мне лиц.
2) Требуется (не)простое перечисление фактов, а их анализ.
3) Три дня мы работали (не)разгибаясь.
Найдите ошибку в образовании формы слова.
1) одной тапкой;
2) более лучше;
3) в обоих государствах;
4) без комментариев.
|