|
|
N°214, 17 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Глазами производителя
Руководители ведущих автозаводов страны рассказали газете "Время новостей", что нужно предпринять для развития отрасли. Главный вывод: нужно импортировать технологии.
Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир КАДАННИКОВ:
-- После демонтажа системы государственного управления экономикой первыми приспособились к новым условиям предприятия отраслей, обладавших высоким экспортным потенциалом, в основном -- сырьевых. Сектор товаров народного потребления, включая и производство легковых автомобилей, оказался в трудном положении. Начиная с 80-х годов советская экономика, обескровленная гонкой вооружений, была не в состоянии вкладывать ресурсы в модернизацию этого сектора. В последние годы мы наблюдаем постепенный переход от исчерпавшей себя экономической политики финансовой стабилизации к формированию новой парадигмы ускоренного сбалансированного развития экономики страны. Это сопровождается разработкой ряда концептуальных документов отраслевого и общероссийского уровня.
Автомобильная промышленность, поставляя конечный продукт конечному пользователю, занимает позицию на вершине цепей передела и, как следствие, находится в сильной зависимости от того, что происходит в других секторах экономики. В этой связи можно сказать, что концепция развития автомобильной промышленности России является необходимым для автомобилестроения элементом государственной политики, но недостаточным. Поэтому мы внимательно и заинтересованно следим за происходящими в настоящее время дискуссиями по стратегическим вопросам развития экономики в более широком контексте промышленной политики.
Наряду с дисбалансом между сырьевым и обрабатывающим секторами экономики, источником проблем российской промышленности является другая крупная диспропорция: несоответствие масштабов промышленного и финансового секторов. Ни фондовый рынок, ни банки России не обладают потенциалом, необходимым для обслуживания крупного бизнеса и, очевидно, не будут им обладать в обозримом будущем. Российский фондовый рынок остается очень «узким», а его инвестиционный потенциал не отвечает потребностям страны. Капитализация фондового рынка к концу минувшего года составляла 70--75 млрд долл., что сопоставимо с рыночной ценой одной крупной зарубежной компании.
Директор по маркетингу ОАО «ГАЗ» Виктор МАСЛЕННИКОВ:
-- Формирование рынка автомобилей в России происходит в настоящее время под влиянием нескольких важнейших социально-экономических факторов. Во-первых, проводимые экономические реформы вынуждают российских производителей автомобильной техники осуществлять структурную перестройку производства с учетом требований рынка. Во-вторых, это конкуренция зарубежных производителей, некоторые из которых ведут агрессивную политику на российском рынке, а также планируют организацию совместных предприятий «отверточной» сборки. В-третьих, в связи со стагнацией экономического развития, невысоким уровнем доходов многих отраслей экономики и основной части населения дальнейший рост продаж автомобилей в определяющей степени связан с динамикой доходов, ростом ВВП. Следовательно, проблемы развития национальной автоиндустрии нельзя рассматривать лишь как частные сложности отдельных заводов. Здесь играют большую роль макроэкономические факторы: устойчивость национальной валюты, целенаправленное финансирование реального сектора экономики, уменьшение налогового пресса для производителей, повышение благосостояния россиян. В отношении к промышленным предприятиям необходимо избегать крайностей: с одной стороны, неоправданных мер государственной поддержки неэффективных производств, с другой -- чисто фискальных операций по выколачиванию долгов из пока еще работающих предприятий.
В 2001 году президент России назвал сверхзадачей российской экономики выпуск качественных и недорогих автомобилей. Чтобы достичь этой цели, необходимо решить целый ряд проблем. Прежде всего, нужно предпринять меры по защите внутреннего рынка. Наш рынок должен быть защищен от автомобильного старья, который может хлынуть в Россию после 1 января 2006 года, когда Евросоюз повсеместно начнет избавляться от подержанных машин. Спрос россиян на автомобили должен удовлетворяться прежде всего российскими автопроизводителями, а не зарубежными компаниями по ввозу подержанных автомобилей. Чтобы все это воплотить в жизнь, необходима поддержка государства. Автомобилестроители надеются на льготные таможенные пошлины на ввозимое оборудование и комплектующие, не имеющие аналогов в России. Наиболее актуальными направлениями развития сегодня являются привлечение инвестиций для технического перевооружения и создание совместных предприятий для производства комплектующих, отвечающих самым высоким требованиям. Одной из главных задач является лоббирование интересов производителей в правительственных и законодательных органах власти.
Генеральный директор «Северсталь-Авто» Вадим ШВЕЦОВ:
-- Развитию российского автопрома в этом году помогли факторы общеэкономического характера: стабильность, экономический рост и довольно ощутимый рост доходов населения. Безусловно, сыграло свою роль ограничение доступа на рынок подержанного импорта в результате повышения пошлин. Однако было бы заблуждением считать, что эти меры стали лишь средством поддержки для отечественных автозаводов -- они создали более цивилизованную и благоприятную среду для продвижения на российский рынок иностранных автомобильных компаний. По итогам первого полугодия, например, значительный рост был отмечен в сегменте новых иномарок и СП, выпускающих здесь иностранные модели или автомобили под импортным брендом. И это еще раз подтверждает тенденцию, которую мы наблюдаем в последние год-два: потребитель готов платить больше за более современные и качественные иностранные автомобили, тем более что с развитием схем кредитования они становятся все доступнее.
Уверен, что перспективы развития российского автопрома связаны с приходом сюда иностранных автомобильных компаний. Только они могут принести то главное, чего не хватает российским производителям, -- современные технологии и знания, которые позволяют производить качественные автомобили и комплектующие к ним и эффективно управлять производством. Без этого российскому автопрому никогда не наверстать то технологическое отставание, которое мы видим на сегодняшний день. Для этого необходимо стимулировать локализацию мировых производителей в России. Не думаю, что мы пойдем на полное закрытие рынка за счет резкого повышения пошлин - как это, например, было в Китае или Бразилии. Поэтому необходимо сосредоточиться на других инвестиционных стимулах -- снижении административной нагрузки на бизнес и упрощении процедур, связанных с началом проекта. Возможно, стоит подумать о предоставлении очень ограниченных локальных таможенных или налоговых льгот, которые бы уменьшили сроки окупаемости проектов (в автопроме, как известно, такой срок составляет в среднем не менее пяти лет). Особое внимание, на мой взгляд, должно быть уделено развитию и привлечению иностранных инвестиций в компонентную отрасль, которая в целом находится у нас очень в плохом состоянии. В то же время на примере других развивающихся стран, скажем стран Восточной Европы, мы видим, что производство автокомпонентов может стать очень эффективным сегментом промышленности, не просто удовлетворяющим внутренние потребности автосборочных производств, но и активно работающим на экспорт.
|