|
|
N°214, 17 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Лукашенко защитил банкротов
В Белоруссии почти невозможно выкупить предприятие за долги
Александр Лукашенко в очередной раз показал, что принципы проводимой в Белоруссии экономической политики кардинально отличаются от российских. В пятницу, когда Владимир Путин на съезде РСПП говорил о пользе института банкротств для оздоровления экономики, г-н Лукашенко своим указом внес изменения в национальное законодательство о банкротстве. Теперь процедура усложнилась настолько, что обанкротить предприятие, какими бы ни были его долги, стало практически невозможно. А главное -- поставлен барьер на пути реструктуризации и приватизации убыточных предприятий.
Цели, которые преследовали белорусские власти, реформируя законодательство, не скрываются. На совещании, где обсуждался проект указа, г-н Лукашенко заявил: «Государство может очень многое потерять из-за неконтролируемого перераспределения собственности, ему может быть нанесен непоправимый ущерб». Пресс-служба президента внесла окончательную ясность: в Белоруссии «есть попытки объявить банкротами предприятия, имеющие важное значение для государства, но представляющие интерес для определенных людей».
Изменения в законодательство предполагают, что до подачи дела в суд должны быть предприняты все возможные меры по спасению предприятия. Впрочем, эти меры вряд ли имеют отношение к рыночной экономике: оздоровлением кризисных предприятий должны будут заниматься специальные комиссии, созданные органами власти. Теперь чиновники будут кровно заинтересованы в том, чтобы вверенные им предприятия не стали финансово несостоятельными: указом президента вводится субсидиарная ответственность руководителей и собственников, если предприятие окажется банкротом.
Для того чтобы возбудить дело о банкротстве, кредитору будет недостаточно просто обратиться в суд. Теперь он должен будет собрать документальные доказательства, что предприятие убыточно и не может оплатить долги. Но главное -- для возбуждения дела необходимо согласие трудового коллектива, если предприятие частное, или органа госуправления, если предприятие является государственным.
В отношении стратегически важных объектов законодательство о банкротстве будет применяться ограниченно. А для того, чтобы признать несостоятельным градообразующее или социально значимое предприятие, его задолженность должна составлять 2,5 тыс. базовых величин (около 20 тыс. долларов).
Указом вносятся серьезные изменения в институт антикризисных менеджеров. Их теперь предполагается выдвигать из кадрового резерва предприятий. А руководитель, предложивший кандидатуру управляющего, который не смог справиться с кризисом, будет нести ответственность.
Белорусский экономист Ярослав Романчук считает, что «российские или западные фирмы, которые намерены кредитовать промышленные предприятия Белоруссии, должны внимательно изучить новый порядок, который устанавливают белорусские власти». По мнению г-на Романчука, это «пародия на законодательство о банкротстве, которая ничего хорошего для реального сектора не принесет».
По оценкам экспертов, более половины белорусских предприятий на сегодняшний день стали бы банкротами в случае, если бы к ним подходили с точки зрения международных стандартов. Убыточных предприятий в Белоруссии около 40%, а устойчиво неплатежеспособными является порядка двух третей предприятий. На сегодняшний день, по словам экономиста Института приватизации и менеджмента Елены Раковой, значительное количество неплатежеспособных предприятий находится в таких сферах, как деревообработка, легкая промышленность, машиностроение. «Раньше было проще приобрести предприятие через процедуру банкротства, -- говорит она. -- Эта процедура позволяла продать за символические деньги неплатежеспособное предприятие. Новые решения власти показывают, что такой приватизации не будет».
Наталья ВИКТОРОВА, Минск