|
|
N°214, 17 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Поединок на смычках
Портретная галерея фестиваля «Возвращение»
В Камерном зале Московского Дома музыки накануне уикенда сыграли отличный концерт. Нет, громких имен и километровых очередей в кассы не было. Зато наличествовали вкус, стиль, элегантность, остроумие. И бренд, которому можно доверять: фестиваль «Возвращение», седьмой год подряд радующий небанальными программами и не надоевшими (прежде всего самим себе) исполнителями. Напомним, что инициаторами «Возвращения» были гобоист Дмитрий Булгаков и скрипач Роман Минц. Живущие подобно многим своим друзьям и коллегам по учебе в Гнесинке и «Консерве» между двух стран (аспирантура в Москве и стажировка где-нибудь еще: в Германии, Англии, Франции, etc.), они решили два раза в год, зимой и весной, делать такой, как бы сказали джазмены, академический джэм-сейшн. И получилось. Участники -- лучшие молодые музыканты России и Западной Европы, в свои 25--30 обвешанные лауреатскими званиями, как орденами и медалями. Программы дают фору чопорным антикварным «Декабрьским вечерам». Разнообразие жанров и стилей играемой музыки грандиозно, а имена композиторов сверкают мощными салютами не только в честь почтенной классики, но и во славу музыки наступившего века.
Собственно фестивальные программы начнутся, по доброй традиции, в дни январских каникул (с 6-го по 12-е). Предваряет их галерея портретов тех «возвращенцев», которыми фестиваль гордится. По праву. В минувшую пятницу портретов было четыре. Точнее один, но четырех членов профессиональной гильдии виолончелистов. Татьяна Васильева, Борис Андрианов, Тимоти Пак, Моника Лесковар -- воспитанники одного из лучших виолончелистов мира Давида Герингаса. Учатся и стажируются у мэтра в Высшей школе музыки в Любеке и в Высшей школе музыки имени Х. Айслера в Берлине. Приехали в Москву, чтобы выступить очень редким для российской традиции виолончельным ансамблем. Само действо превратилось во что-то весьма экстравагантное. Из древних времен. То ли рыцарский поединок на смычках, то ли турнир миннезингеров. Первый выход не удался. Открывшая концерт Чакона Баха в аранжировке для ансамбля виолончелей венгерского музыканта Ласло Варги (в 50-е годы он стал инициатором всемирного движения виолончельных ансамблей) как-то тяжело и жалостливо увязла в звуковой трясине. И руку помощи никто не протянул. Так она там и задохнулась. Но первое поражение -- еще не провал. В сольных выступлениях (исполнялись сочинения славных «компонистов» XX века: Кодая, Лигети, Соллимы, Щедрина) каждый участник продемонстрировал то, во что горазд. Татьяна Васильева -- виртуозную технику и умение играть мощно, величаво. Американец Тимоти Пак -- самурайскую отвагу в борьбе с партитурой (вжик-вжик, вжик-вжик -- кто на новенького, вжик-вжик, вжик-вжик -- уноси готовенького). Хорватская девушка Моника Лесковар -- экзистенциальную отрешенность и истонченную рефлексию. Наконец, Борис Андрианов -- рыцарское великодушие и рыцарскую щедрость: драгоценный звук, бархатный тембр и мудрое смирение -- исполнитель всегда как бы в тени Музыки, потому именно у него виолончель звучит, как дышит.
Поупражнявшись соло, все участники виолончельного турнира скрестили смычки в сочинениях недавних лет. И вторая попытка удалась на славу. Слаженность ансамбля в таком сложнейшем опусе, как постмодернистские Бах-Вариации II литовского композитора Миндаугаса Урбайтиса (посвящены Давиду Герингасу), или в аргентинском танго Энрике Франсини вышла почти идеальной. Остроумной, феерической и очень уместной, учитывая a la рыцарский и трубадурский драйв концерта; кодой стало премьерное исполнение великой музыки Геннадия Гладкова к великому мультику «Бременские музыканты», переложенной Борисом Андриановым для четырех виолончелей. Увы, передать словами, как виолончель выпевает арию короля («скушай, доченька, яйцо заграничное») или вот это бессмертное: «Пиф-паф, и вы покойники, покойники, покойники!», невозможно. К прослушиванию обязательно! Ну а рыцарем-трубадуром стал понятно кто -- Д'Артаньян большой четверки Борис Андрианов.
Сергей ХАЧАТУРОВ