|
|
N°214, 17 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кровавая «Мэри»
Катастрофа на верфи стала для Франции национальной трагедией
Пятнадцать погибших -- таков итог катастрофы, произошедшей в субботу в сухих доках верфей бретонского порта Сен-Назер. Мостки шириной в полтора метра и длиной в десять метров, перекинутые с пристани на строящийся лайнер «Куин Мэри 2», внезапно рухнули. Сорок человек, переходивших в этот момент с берега на судно, упали на бетон с высоты сорока метров. Десять человек погибли на месте. Потом, во время спасательных операций и по пути в госпиталь, скончались тяжело пострадавшие. По данным медицинских служб, многие раненые находятся в критическом состоянии и сейчас...
Во Франции произошедшее в Сен-Назере восприняли как национальную трагедию. Через несколько часов после катастрофы на месте событий был Франсуа Фийон, министр по социальным делам. Вчера в Сен-Назер прилетели президент Жак Ширак, премьер-министр Жан-Пьер Раффарен и министр внутренних дел Никола Саркози. Прямо на пристани рядом с океанским суперлайнером воздвигнута временная часовня для отдания последней памяти погибшим.
Явился в порт Сен-Назера и Патрик Крон, глава компании "Альстом", отвечающей за работы в верфях. На них работает более 12 тыс. человек -- значительная часть активного населения города, насчитывающего 130 тыс. жителей. Не секрет, что большинство этих людей сегодня смотрят именно на компанию "Альстом" (точнее, на ее филиал "Альстом-Марин") как на главного виновного произошедшего.
По словам руководства фирмы "Эндель", поставившей "Альстом" ненадежные мостки, эта конструкция была рассчитана на гораздо больший вес. Техника безопасности при пропуске людей на мостки тоже была соблюдена: никто во время перехода не прыгал и не раскачивался. Почему мостки рухнули? Ответить на этот вопрос в самые короткие сроки должна специальная следственная комиссия, созданная по приказу кабинета министров. Весть о том, что большинство погибших в Сен-Назере составляли дети, как поспешили сообщить некоторые французские СМИ, оказалась ложной. Жертвы -- это в основном близкие и родственники работников верфей, которым организовали во время уикенда осмотр строящегося корабля.
Французским корабелам есть чем гордиться. Ведь океанский лайнер "Куин Мэри 2" задуман как крупнейший в мире пассажирский корабль. Создание новоявленного "Титаника", стоящего 780 млн евро, было начато в январе 2002 года и сегодня выходит на последнюю стадию. К декабрю этот гигант длиной в 345 метров (почти как три футбольных поля!), способный принимать разом до 3 тыс. пассажиров, должен отправиться в большое плавание. Сухопутное крещение "Куин Мэри 2" получилось по-настоящему кровавым. И это может отрицательно сказаться на доходах владельца судна компании «Кунард», возлагающей на роскошный лайнер большие надежды в борьбе за кошельки состоятельных туристов.
Новое судно названо в честь другого лайнера компании «Кунард» -- построенной в Великобритании в 1936 году старой «Куин Мэри», снискавшей репутацию престижного, надежного и "везучего" судна. В августе того же года «Куин Мэри» получила приз «Голубой ленты» за рекорд скорости на трансатлантическом маршруте в США. За годы войны лайнер благополучно перевез по морям и океанам 800 тыс. человек. В одном из военных рейсов «Куин Мэри» стала виновницей страшной катастрофы. Лайнер протаранил сопровождавший его крейсер «Кюрасао», который после удара пошел на дно. Из 430 военных моряков с крейсера спаслись лишь 101, лайнер же благополучно дошел до порта назначения. После 1967 года вышедшая на пенсию «королева» стала музеем в калифорнийском городе Лонг-Бич.
Петр РОЗВАРИН, Париж, Александр ТИМОФЕЕВ