|
|
N°214, 17 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мнения экспертов о событиях прошедшей недели
Дмитрий ОРЛОВ, замдиректора Центра политтехнологий:
-- Неделя запомнилась целым рядом усилий российских властей по улучшению имиджа страны после событий с ЮКОСом. В частности, состоялись встречи президента Путина с главой МВФ и руководителем агентства Moody's. Я не думаю, что эти усилия достаточно успешные, во всяком случае рынки и индекс РТС не показывают значительного улучшения.
Главное событие -- выступление президента на съезде РСПП. Кое-кто говорит, что произошло примирение власти с бизнес-сообществом. Но мне кажется, президент окончательно установил формат взаимоотношений с бизнесом, и это весьма жесткий формат, то есть полное подчинение инициативам, поступающим от государства. А та конфета, которую Путин в обмен предложил -- передача земельных участков под приватизированными предприятиями в их собственность, -- конечно, не слишком значительна.
Также на этой неделе премьер-министр выступил с заявлением по поводу возможного подчинения Генпрокуратуры Минюсту, сказал о том, что вообще надо сдерживать усилия правоохранительных органов. Это было сделано довольно демонстративно. Я полагаю, что премьер занял очень жесткую позицию применительно к позиции президента и бросил ему вызов. В перспективе это должно привести к обострению отношений и конфликту.
Стоит отметить также отказ Великобритании выдать России Ахмеда Закаева. Это доказывает, что активность и жесткость, которые Генпрокуратура демонстрирует внутри страны, базируются исключительно на ресурсе Путина. Как только прокуратура попадает в ситуацию состязательности, тут же начинаются проблемы. Это касается Гусинского, Закаева, в какой-то степени Березовского.
На предстоящей неделе главное мое ожидание связано с обнародованием президентского указа о борьбе с коррупцией. Я думаю, что содержание этого документа будет интересно для всех.
Андрей ЧЕРЕПАНОВ, председатель совета Московской международной валютной ассоциации:
-- Встреча Путина с РСПП, «профсоюзом» олигархов, -- это наиболее важное событие. Те слова, которые были сказаны на съезде президентом, могли по крайней мере заставить засомневаться тех, кто в связи с последними событиями считал, что у нас в стране дело идет к сворачиванию бизнеса. Однако плохо, что по-прежнему многое зависит от позиции одного конкретного человека. Должна быть создана просто нормальная стабильная система, а для этого надо, чтобы каждый, в первую очередь чиновник, исполнял российское законодательство. А у нас в деле Ходорковского прокуратура нарушает закон, так как она вовсе не имеет права заниматься экономическими преступлениями.
Важным было также обсуждение вопроса о выходе Центробанка из состава Московской международной валютной биржи. Я уверен, что любые государственные организации, в том числе ЦБ, должны как можно быстрее выходить из любых коммерческих структур. От участия госчиновников в коммерческих структурах всегда страдает дело, и выгоды от этого не имеет ни государство, ни сами эти структуры. В ММВБ Центробанк вечно устанавливал какие-то особые монопольные условия торговли валютой, хотя на бирже валютой во всем цивилизованном мире давно не торгуют. Можно вспомнить 1998 год, когда после кризиса ЦБ организовал на ММВБ специальную торговую сессию и искусственными методами добился резкой разницы курсов между курсом биржи и курсом относительно свободного рынка. Полезного в этом ничего не было, но от этого выиграли многие банки, заработавшие на разнице курсов.
Записала Наталья РОЖКОВА