Время новостей
     N°214, 17 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.11.2003
Отечественных автомобилей в России будет больше
Возможно, они станут еще и лучше
Ситуация в российском легковом автомобилестроении существенно выправилась. Такой вывод делают аналитики АСМ-Холдинга, подводя итоги девяти месяцев текущего года. При сохранении темпов производства, достигнутых в третьем квартале, есть надежда, полагают эксперты, что уровень производства легковых автомобилей в 2003 году будет выше, чем в 2002-м, а общее количество выпущенных легковых автомобилей превысит миллион.

Оптимистические прогнозы наблюдателям позволяет делать наметившаяся в последние месяцы позитивная динамика производственных показателей. Если в январе нынешнего года отставание от объема производства в январе прошлого составляло 30%, то в июне оно сократилось до 10%, а в сентябре -- уже 5,3%. Пока прошлогоднего уровня основным производителям, изготовившим за девять месяцев 743 267 легковых машин, достичь не удалось. Считается, что виной тому резкий провал производства в конце прошлого -- начале нынешнего года. В октябре 2002 -- феврале 2003-го ГАЗ снизил выпуск легковых автомобилей на 25,3%, КамАЗ -- на 1,8%, «АвтоВАЗ» -- на 10,2%, Серпуховской завод (производит вазовскую модель «Ока») -- на 1,9%. В абсолютном выражении «лидером падения» стал крупнейший в России производитель легковушек -- «АвтоВАЗ».

Ощутимый вклад в общее производство легковых автомобилей вносят предприятия, выпускающие иномарки на территории России. Как известно, зарубежные фирмы избрали оба возможных пути освоения российского рынка -- открытие собственного производства и партнерство с местными заводами.

Правда, по первому пути пока рискнул пойти только Ford -- по итогам девяти месяцев объем его продаж в России вырос в 3,2 раза, причем в основном это машины, произведенные во Всеволожске (Ленинградская обл.). Изготовив в сентябре 2003 года более 2 тыс. автомобилей, ЗАО «Форд Мотор Компани» фактически вышло на проектную мощность -- 25 тыс. штук в год.

Второй путь более распространен, но пока единственным сравнительно успешным проектом является лишь СП американского концерна GM и «АвтоВАЗа» -- за девять месяцев выпущено 12 530 внедорожников (в прошлом году -- 327). Калининградский «Автотор» (производит BMW и Kia) увеличил производство с 4157 автомобилей за девять месяцев прошлого года до 5775 за тот же период нынешнего. Всего выпуск иностранных машин в России за рассматриваемый период вырос в 5,68 раза по сравнению с соответствующим периодом 2002-го. Ожидается, что по итогам года этот показатель составит более 50 тыс. автомобилей, или примерно 5% (в 2002 году -- 1,1%) от общего количества произведенных в России легковых авто.

В 2010 году в России должно продаваться до 2--2,2 млн единиц легковых машин -- такой ориентир задан правительственной Концепцией развития российской автомобильной промышленности, в которой также сказано, что общий парк легковых автомобилей превысит 30 млн единиц, а их количество на тысячу жителей страны достигнет 210--220, т.е. приблизится к уровню восточноевропейских стран. Эксперты АСМ-Холдинга не исключают, что эти показатели при стабилизации российской экономики и сохранении роста экономической конъюнктуры могут быть достигнуты значительно раньше.

Основную роль в формировании российского автомобильного рынка и роста парка легковых автомобилей эксперты отводят действующим отечественным заводам, прежде всего «АвтоВАЗу», который осваивает производство автомобиля класса В -- «Калины» (до 220 тыс. в год). Будет увеличен также объем поставок сборочных комплектов для вазовских заводов «Иж-Авто» (Ижевск) и «Рослада» (Сызрань), где выпуск легковых автомобилей уже в этом году превысит 75 и 38 тыс. соответственно. Остальные заводы пока предпочитают работать над повышением качества продукции, которая должна отвечать экологическим нормам по европейским стандартам.

Сохранится на ближайшие годы и тенденция роста производства иномарок -- ее правительственная концепция определяет как одно из основных направлений интеграции в мировую автомобильную промышленность. Все предприятия, производящие в России импортные модели легковых автомобилей -- «Автотор» (Калининград), «Форд Мотор Компани» (Ленинградская обл.), «Автофрамос» (Москва), ТагАЗ (Таганрог), -- уже заявили о своих планах увеличить производство. Присоединиться к ним может и Горьковский автозавод. Хотя подписанный в Италии недавно протокол между «Руспромавто» (владелец ГАЗа) и концерном Fiat предусматривает на первых порах только импорт автомобилей Fiat и двигателей, стороны уже заявили о том, что конечным результатом сотрудничества должна стать организация производства машин и компонентов на российских предприятиях.

Увеличению российского автопарка, по мнению экспертов, будут способствовать и общеэкономические условия -- повышение покупательной способности населения (по данным Госкомстата, рост доходов россиян только за прошлый год составил 14%, а сбережения населения в банках выросли почти на 50%), -- и расширение льготных схем продаж автомобилей в кредит.

Яна ВИКТОРОВА