|
|
N°49, 21 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дайте приоритет
О том, в чем больше всего сегодня нуждаются негосударственные вузы, рассказывает ректор Университета Российской академии образования Борис Бим-Бад.
Россия не может обойтись без негосударственного образования, иначе далеко не все граждане получат декларированную возможность реализовать свои права. Без негосударственного образования государственное не в силах выполнить все данные Конституцией обещания. Кроме того, высшее образование исторически начиналось как негосударственное, и в этом есть глубокий смысл, о котором мы только сейчас начинаем говорить.
Как все начиналось? Пришел афинский юноша к Сократу или Периклу, к мудрецу, в общем, и сказал: «О, великий мудрец! У меня есть шесть таланов. Научи меня искусству гадать на внутренностях птиц!» И тогда великий мудрец чешет в затылке и соображает: «На эти шесть таланов я смогу прожить месяца три и продолжить свои исследования в области гадания. Кроме того, этот молодой дундук, если постарается, сможет стать моим помощником». Так начался университет, высшее образование. Чтобы ученый мог прожить, ему нужно обучать своему искусству за деньги. При этом выигрывают все, потому что государство фиг даст деньги на науку. А так -- желающий обучается искусству гадать, профессор получает помощника, а главное -- появляются деньги на науку.
Высшее образование возникло как негосударственное для того, чтобы наука могла быть самофинансируемой и независимой от государства, которое всегда готово диктовать, что считать истиной. Вот почему негосударственное образование -- место встречи старости, которая знает, и молодости, которая может, -- для совместного движения к истине без идеологических подложек, подтекстов. Во всем мире негосударственное образование бережно поддерживается и финансируется государством, вузы не живут только на плату за обучение. Со времен Сократа наука дорога -- сейчас для ее развития нужны дорогие обсерватории, лаборатории. Их на студенческие деньги не купишь.
Особенность наших негосударственных вузов в том, что они самодеятельные и бедствуют -- без помещений, оборудования, приборов, лабораторий. Поэтому они чахлые. Я не говорю о тех, которые создаются как машина для зарабатывания денег и просто компрометируют саму идею высшего учебного заведения. Я говорю о серьезных и честных вузах. Хороший негосударственный вуз сегодня похож на универмаг, куда продавец прибегает, чтобы продать две-три пуговицы, и потом убежать в другой. Приходящие преподаватели -- это ужасно, ничего хорошего из этого не получится.
К сожалению, приоритетность образования у нас остается декларацией на бумаге, хотя она и была объявлена указом номер один Бориса Ельцина еще в самом начале новой России. Я думаю, что в ближайшем будущем серьезные частные негосударственные вузы ожидают от государства признания своей приоритетности на деле.
|