|
|
N°213, 14 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сорок бочек арестантов Владимира Колесникова
Заместитель генпрокурора предложил вернуться к советским методам хозяйствования
Похоже, заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников становится основным глашатаем Генпрокуратуры. Начав с комментариев по делу Ходорковского, позавчера он уже говорил о коррупции в высших эшелонах власти, а вчера вышел на невиданный доселе простор. На международной конференции "Контрафактная продукция -- проблемы и пути их решения" произнес, по сути, премьерскую речь о перспективах российской экономики, предложив подчинить Центробанк правительству, отдать народу земельную ренту, а сырьевиков заставить работать без прибыли.
По единодушному мнению аналитиков, реализация инициатив замгенпрокурора приведет если не к коллапсу финансово-экономической системы страны, то как минимум к возврату советской системы хозяйствования (впрочем, для сегодняшней России это одно и то же). Случись вчерашняя речь замгенпрокурора еще несколько месяцев назад, мало бы кто обратил на нее внимание. Однако многократно возросшая в последние месяцы роль Генпрокуратуры в жизни страны, в том числе экономической, заставляет отнестись к высказываниям г-на Колесникова со всей серьезностью.
Замгенпрокурора вчера предложил подчинить Центробанк правительству или президенту страны. "Центральный банк должен стать государственной структурой и подчиняться правительству или президенту страны, и ссудный процент должен быть равен нулю", -- заявил вчера Владимир Колесников. Похоже, такого поворота эксперты, уже давно готовые практически ко всему, все же не ожидали. Их оценки однозначны: абсурд. «Предложение экономически безграмотное и политически опасное», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» старший экономист финансовой корпорации «НИКойл» Владимир Тихомиров, напомнив, что ЦБ не является и никогда не являлся частной структурой. По его словам, «подчинение Центробанка -- эмиссионного центра страны -- исполнительной власти создаст реальную угрозу денежно-финансовой системе», так как правительство получит возможность свободно распоряжаться бюджетом, а в случае его дефицита просто напечатать больше денег. «Это приведет к необратимым последствиям для экономики», -- вторит коллеге из «НИКойла» вице-президент ИГ «Русские фонды» Александр Баранов. Одинаково оценивают аналитики и предложение г-на Колесникова «обнулить» ссудный процент, иными словами учетную ставку ЦБ, по которой он выдает кредиты коммерческим банкам. «Этот процент не только дает прибыль, но и позволяет ему окупать себя. Без процента банк будет работать в убыток», -- говорит г-н Тихомиров. В свою очередь г-н Баранов напоминает, что ни в одной развитой стране мира центральные банки не работают так, как предлагает замгенпрокурора. «В этом случае нужно будет отказаться от всей системы ценностей, на основе которой работают все цивилизованные страны», -- добавил он.
Между тем вчера Владимир Колесников не стал ограничиваться банковской проблематикой. На тему собственности сегодня не говорит только ленивый. Г-н Колесников, понятно, к таковым не относится. "Я считаю, что земельная рента должна принадлежать народу", -- заявил он, подчеркнув, правда, на сей раз, что высказывает личное мнение.
Это, однако, не помогло аналитикам понять, что конкретно имел в виду высокопоставленный чиновник Генпрокуратуры. Наиболее пессимистичное мнение -- замгенпрокурора призывает отменить частную собственность на землю.
Напротив, заявление г-на Колесникова о том, что необходима "нулевая коммерческая прибыльность" использования российских недр, все поняли однозначно: ни одна частная компания без прибыли работать не станет, следовательно, тут уже недалеко до национализации.
Впрочем, если в сути «экономической» речи г-на Колесникова аналитики худо-бедно разобрались, то в понимании того, зачем он вообще ее произносил, даже такого не наблюдается. «Свита делает короля. Президент находится в состоянии выбора. Его заставляют принять точку зрения определенной группы лиц», -- предположил в интервью газете «Время новостей» один из экспертов. Так ли это на самом деле и кто действительно имеет наибольшее влияние на президента, возможно, прояснится уже сегодня. Владимир Путин должен выступить на съезде РСПП, с представителями которого еще недавно встречаться отказался. Он просто не будет понят, если подробно не остановится на проблеме взаимоотношений власти и бизнеса, не развеет опасения предпринимательского сообщества относительно экономического курса страны. Впрочем, о высказываниях г-на Колесникова он уж точно не упомянет. «Президент и правительство должны просто проигнорировать такое экономически безграмотное выступление», -- считает Владимир Тихомиров.
Сам же г-на Колесников по окончании своего "блистательного" выступления не удержался и, вернувшись к более знакомой сфере деятельности, сообщил Интерфаксу, что "дело "ЮКОСа" нужно воспринимать лишь как один эпизод" в работе Генпрокуратуры.
Научный руководитель Высшей школы экономики Евгений ЯСИН прокомментировал предложения заместителя генерального прокурора:
-- Во-первых, я предлагаю выдвинуть г-на Колесникова на Нобелевскую премию за великое открытие в области управления экономикой. Потому что, если у кого-то должны быть научные труды, ему этого не надо. Он и так премию заслужил. Во-вторых, дать ему почетного доктора или почетного академика в области экономических наук. Это, понятно, ирония. А если серьезно, то я могу сказать, что не доверяю заявлениям г-на Колесникова даже по тем вопросам, в которых он разбирается. И когда из его уст вылетают слова «честно» и «благородно», мне это кажется оскорблением этих слов. А когда он еще начинает судить о делах, в которых ничего не понимает... Этот человек продолжает жить в советском времени, где-то недалеко от политбюро и примерно с таким же образом мышления. И сегодня мы поручаем ему заниматься укреплением правопорядка. С экономической точки зрения все, что он заявляет, -- это абсолютно безграмотно. Независимость Центробанка является достижением цивилизации в отличие от г-на Колесникова.
Сергей АЛЕКСАШЕНКО, заместитель гендиректора холдинга «Интеррос», в 1996--1998 гг. -- первый зампред Банка России:
-- В нашей стране был генеральный прокурор, пытавшийся найти таможенную декларацию, на основании которой кредит МВФ в июне 1998 года был ввезен в Россию. Не найдя эту декларацию, он с возмущением заявил, что кредит попал сразу на счета в иностранных банках. Так что с учетом экономических познаний нашей Генпрокуратуры обсуждать здесь нечего. Просто г-н Колесников несколько превысил свою компетенцию: он не уполномочен ни правительством, ни президентом вносить предложения по изменению действующего законодательства.
Михаил ВОРОБЬЕВ