|
|
N°213, 14 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скромный удар по дефициту
Пекин купит в США самолеты и автомобили
Утомившись от волны американских обвинений в подрыве западных рынков экспортом дешевой продукции, Пекин приоткрыл свой рынок для американских авиалайнеров и автомашин. Это решение особенно своевременно в преддверии визита в США в начале декабря премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Позавчера КНР подписала три импортные сделки на общую сумму около 6 млрд долл. Это поможет премьеру Вэню хотя бы отчасти снизить остроту трений, вызванных недовольством Белого Дома, конгресса и американских профсоюзов якобы «заниженным» курсом китайского юаня и отрицательным сальдо США в двусторонней торговле, составившим в прошлом году 120 млрд долларов.
Первый контракт предусматривает закупку пятью авиакомпаниями КНР 30 самолетов "Боинг-737" на сумму 1,7 млрд долл. с поставкой лайнеров в 2005--2006 годах. По второму контракту компания "Дженерал Электрик" обязалась поставлять двигатели для создаваемого в Китае ближнемагистрального самолета ARJ21. Эта сделка принесет американцам свыше 3 млрд долл. в течение последующих 20 лет.
Третье соглашение подписано в автомобильной столице США городе Детройте с "большой американской тройкой" -- компаниями "Дженерал Моторс", "Форд" и "Крайслер". В соответствии с этим документом, американские автомобилестроители продадут в Китай в ближайшие два года приблизительно 15 тыс. легковых машин и грузовиков. "Дженерал Моторс" намерена поставить 4,5 тыс. "Кадиллаков", "Бьюиков" и других своих автомобилей на сумму 1,3 млрд долларов.
Всем трем компаниям впервые разрешено поставлять готовую продукцию (а не комплекты для сборки, как раньше) и реализовывать ее на китайском рынке без помощи местных посредников, участие которых в торговле вело к удорожанию товара. В порядке взаимности "Дженерал Моторс" проявила готовность открыть СП в Шанхае. Исполнительный директор компании Фил Мэртаф заявил при подписании контракта: "Возможности, предоставляемые нам сегодня в Китае, огромны. В этой стране быстрее всех в мире растут экономика, средний класс и рынок сбыта автомобилей".
Свое удовлетворение выразил и министр торговли США Дональд Эванс, ранее неоднократно призывавший Китай к снижению торговых барьеров в соответствии с требованиями ВТО, к которой Пекин присоединился в 2001 году. Замглавы Госкомитета КНР по развитию и реформам Чжан Гобао, возглавлявший китайскую делегацию, отметил, что подписанные соглашения "свидетельствуют об искреннем желании китайской стороны прилагать усилия к сокращению своего профицита в торговле с США".
Александр САМОХОТКИН