Время новостей
     N°217, 20 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  20.11.2003
Новые возможности
Руководитель крупнейшего украинского металлургического комбината считает, что Россия и Украина могут избежать конкуренции на вне
Металлургия -- одна из основных отраслей украинской экономики. ВВП страны почти на треть формируется за счет продукции горно-металлургического комплекса (ГМК). Весь комплекс включает в себя более 400 предприятий, к черной металлургии относятся около 350 из них – горно-обогатительные комбинаты, заводы по производству черных металлов, коксохимические и трубные заводы.

По объемам производства черная металлургия занимает первое место среди промышленных отраслей экономики Украины и дает более 40% валютных поступлений в госбюджет. Поэтому она имеет для Украины как важнейшее экономическое, так и социально-политическое значение, а вокруг привлекательной с точки зрения бизнеса отрасли то и дело возникают приватизационные скандалы и политические баталии. Причем, они зачастую выходят за рамки Украины и затрагивают российские интересы. Ведь страны до сих пор выступают конкурентами как на внешних, так и на внутренних рынках.

О том, как может измениться ситуация после возникших у металлургов Украины и России общих проблем, рассказывает руководитель одного из крупнейших украинских меткомбинатов, председатель правления и генеральный директор ОАО «Запорожсталь» Виталий САЦКИЙ.


-– Существуют ли, на ваш взгляд, объективные причины того, чтобы после конкуренции на внешних рынках Украина и Россия перешли к двусторонней торговой войне, которая весьма болезненно сказалась на металлургии обеих стран?

–- Мне не нравится термин «торговая война». Речь идет о том, что правительство каждой страны защищает интересы своих производителей – это абсолютно логично. Проблема конкуренции особенно остро возникла с весны прошлого года, когда США, а затем и Евросоюз ввели ограничения на металлургический импорт. И если решение Вашингтона не сказалось катастрофически на наших производителях (экспорт в США всегда составлял лишь несколько процентов от общего объема поставок), то «стальные клещи» Европы почувствовались сразу. А срочная переориентация на другие рынки привела к тому, что кое-где Украина и Россия «толкались локтями». К тому же, ранее украинские производители уже прочно освоились на российском рынке: в структуре украинского импорта продукция российской металлургии составляла около 0,5 млн. тонн, а украинский экспорт был почти втрое выше, чем импорт (до 1,5 млн. т). Это частично объяснялось сравнительно невысокими ценами на украинский металл, частично – тем, что потребление металла на российском рынке составляет порядка 20 млн. тонн. На Украине разрыв между производством и потреблением всегда был очень высок: например, проката производится порядка 25 млн. тонн, а потребляется только 5 млн. тонн – пятая часть произведенного. В России эта пропорция составляет 2:1. И как только внешние рынки стали закрываться, российское правительство, защищая свою отрасль, ввело антидемпинговые санкции и установило квоты на экспорт продукции из Украины в Россию.

-– А украинское правительство, поддерживая свою отрасль, утвердило льготные правила налогообложения предприятий ГМК?..

–- Нет, закон «О проведении экономического эксперимента на предприятиях горно-металлургического комплекса Украины», о котором вы говорите, вступил в силу еще летом 1999 года и не был связан с действиями российской стороны. Я считаю, что кабинет министров принял очень мудрое решение: 65 ведущим предприятиям горно-металлургического комплекса, участвовавшим в эксперименте, была реструктурирована задолженность и предоставлен ряд льгот по уплате налогов и сборов. Результатом стал существенный рост производства в черной металлургии, сокращение до минимума доли бартерных операций и более чем двукратный рост платежей в бюджет. Как известно, уже в 2001 году Украина стала лидером среди стран СНГ по темпу роста промышленного производства, прирост в металлургии и обработке металлов составил около 18%. Поэтому с января прошлого года эксперимент в отрасли был продлен.

Кстати, «Запорожсталь» тоже участвовала в эксперименте, и за время его проведения финансово-экономическое положение предприятия значительно улучшилось. Мы увеличили объемы производства по всему металлургическому циклу (по чугуну – на 17,3%, по стали – на 18,4%, по прокату – на 17,5%). Кроме того, если до вступления в силу закона у комбината фактически не было оборотных средств (их дефицит составлял около 17 млн.долл.), то уже через два года мы «накопили» порядка 42 млн. долл., а к началу 2003 года – почти 78 млн. долл. Благодаря этому появилась возможность более активно проводить модернизацию, реконструкцию.

По расчетам специалистов, рыночная стоимость ОАО "Запорожсталь" с 1999 по 2003гг. выросла в четыре раза, сегодня предприятие производит 3,5 млн т проката в год и входит в первую пятерку рейтинга 100 лучших компаний Украины. Причем суммы, перечисленные за время работы в условиях эксперимента в бюджеты всех уровней, увеличились более чем в два раза. Конечно, такая поддержка отрасли со стороны правительства полностью себя оправдала.

-– Но она не решила проблему сбыта продукции?

–- Это и не планировалось – каждый должен заниматься своим делом. На «Запорожстали», например, сбытом занимается специальное подразделение – Торговый дом, а также сервисный металлоцентр, контрольный пакет акций которого принадлежит комбинату. Они отслеживают ситуацию на рынке, анализируют действия конкурентов (в том числе – российских) и оперативно реагируют. Это западная модель, предусматривающая четкое разделение труда: завод производит металл, формирует портфель заказов, улучшает технологии, регулирует загрузку мощностей и выполняет заказы в установленный срок. А торгующая организация обеспечивает реализацию продукции на внутренних и внешних рынках.

Мы научились приспосабливать свои производственные возможности к рыночным требованиям. Например, месячный портфель заказов формируется «на ходу»: часть его набирается до начала месяца, часть – в первой, а то и во второй декаде.

Сейчас украинская продукция поставляется в основном в страны Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Северной Африки, в Средиземноморье, Центральную Европу, есть предварительные договоренности о сотрудничестве с Ираном. Мы сотрудничаем с 80 странами мира, но почти треть металла, произведенного на «Запорожстали», уходит в Китай. Проблема в том, что бывшие советские металлургические предприятия ориентированы на производство полуфабрикатов. А для выхода на рынки высокоразвитых стран необходима продукция высокой степени обработки.

Наш комбинат начал масштабнейшую модернизацию оборудования, ориентируясь именно на такие требования. Впрочем, я уверен, что жесткой конкуренции между украинскими и российскими производителями можно избежать, договариваясь и согласовывая позиции. Главное же – и тем и другим нужно обращать внимание в первую очередь на внутренний рынок – не случайно ведь в Японии 90% выпускаемой металлургическими заводами продукции приходится на внутреннее потребление.

Уже сегодня 50% объемов продаж продукции «Запорожстали» реализуется на Украине и в странах СНГ. Мы специально разработали ассортимент продукции для внутренних потребителей. И если сейчас украинский рынок потребляет 5-6 млн. т металла в год, то, по прогнозам правительства, к 2010г. платежеспособный спрос на металл на Украине позволит ежегодно продавать внутри страны 10-12 млн.т проката.

-– Какие украинские предприятия относятся к категории внутренних потребителей?

–- В первую очередь, производители труб. Но интересно, что в последнее время до 40% нашего металла, продаваемого внутри страны, покупает средний и малый бизнес. Это свидетельствует о том, что внутренний рынок можно и необходимо расширять. Но проблема в том, что большинство металлопотребляющих отраслей Украины – например, машиностроение – находятся в состоянии затяжного кризиса. Поэтому «Запорожсталь» предложила разработать программы и механизмы кредитования на льготных условиях (наподобие эксперимента в ГМК) украинских предприятий машиностроительного комплекса и других отраслей.

Я считаю, что именно машиностроительные заводы сегодня являются основным сдерживающим фактором в развитии металлургии и всей экономики нашего государства. Начнут работать они – откроются новые возможности для многих других отраслей. Вот в России, например, в 1999 году доля убыточных предприятий машиностроения сократилась с 48% до 22% – и уже через год спрос на металлопродукцию внутри страны увеличился на 45%.