|
|
N°213, 14 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Яшвант Синха: "Концепцию «треугольника» нужно понимать правильно"
Премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи заявил, что его визит в Россию, завершившийся вчера, был «результативным». Индийский лидер сказал также, что предвидит «большое будущее у наших отношений». О современном состоянии и перспективах российско-индийских связей газете «Время новостей» рассказал министр иностранных дел Индии Яшвант СИНХА.
-- Как вы оцениваете итоги очередного российско-индийского саммита?
-- Наши лидеры подписали несколько очень важных межгосударственных соглашений. Мы обсудили много глобальных и двусторонних проблем. Я бы сказал, что мы продвинулись во взаимопонимании во всех этих вопросах. Оба наших лидера подтвердили свои обязательства продвигать вперед наши взаимоотношения. К тому же вы должны понимать, что это была третья встреча двух наших руководителей за последние месяцы. В мае они встречались в Санкт-Петербурге, в сентябре -- в Нью-Йорке и теперь, в ноябре, в Москве. Я бы не стал описывать эту встречу ни как крупный прорыв, ни как рутину. Каждая встреча такого уровня важна, в том числе и эта. Думаю, что мы сделали шаги вперед в области обороны, культурных обменов, политического взаимопонимания, вопросах экономики и торговли.
-- Что важнее для наших будущих экономических связей -- топливно-энергетический сектор или высокие технологии?
-- Мы не должны откладывать в сторону одно направление, чтобы заняться другим, -- они не соперничают, а дополняют друг друга. Энергия исключительно важна, и мы уже взаимодействуем в области атомной энергетики и углеводородов. Высокие технологии тоже важны, у нас сейчас в работе много совместных исследовательских проектов, эта сфера останется в числе приоритетов нашего сотрудничества.
Россия и Индия -- современные и молодые страны, у нас есть хорошо подготовленная и профессиональная рабочая сила. Если у России традиционно сильные позиции в высоких технологиях, то Индия добилась лидерства в информационных технологиях и делает быстрый прогресс в биотехнологиях. Здесь у нас огромные возможности для сотрудничества. На этот раз наш премьер-министр привез в Россию крупных бизнесменов не только из сфер фармацевтики и химии, но также электроники, производства товаров народного потребления, программного обеспечения и информационной технологии. Это открывает хорошие перспективы нашим контактам по линии частного бизнеса. Существует еще сотрудничество в межправительственном формате в области обороны и военной техники -- примером является ракета «БраМос», а также мирное освоение атомной энергии и космоса.
-- Индия вкладывает деньги в освоение сахалинской нефти. Испытываете ли вы беспокойство по поводу индийских инвестиций в связи с делом ЮКОСа?
-- Нас это не беспокоит. Это вопрос, который должна решать сама Россия. Я не думаю, что у него есть международное значение, и не вижу причин, по которым он мог бы повлиять на наше двусторонне сотрудничество.
-- В 1991 году наши страны начали проводить либеральные рыночные реформы, что привело к падению торговли между Россией и Индией. Сможет ли рыночный путь вернуть нас на прежний уровень торговли?
-- Рыночный фактор важен, ведь мы все еще находимся в процессе реформ, обе страны все больше либерализуют свою экономику. А это в свою очередь открывает все больше возможностей для сотрудничества. В деле удовлетворения требований наших народов мы сталкиваемся со сходными проблемами и задачами. Я думаю, что по мере продвижения по пути реформ и либерализации экономики важность связей между Россией и Индией возрастет и наше двустороннее сотрудничество усилится.
-- Недавно на встрече ВТО в Канкуне Индия активно сплачивала развивающиеся страны, чтобы добиться от развитых стран уступок в торговле. Могут ли Индия и Россия объединиться на этой почве?
-- Наши интересы здесь близки, но Россия еще не член ВТО. То, что говорилось на министерской встрече в Канкуне, относилось к членам ВТО. Но, судя по нашему обмену мнениями по поводу международной торговли, у нас в этой области много общего.
-- Индия поможет нам вступить в ВТО?
-- Мы хотим, чтобы Россия вступила в ВТО, и обещали ей в этом всю возможную помощь.
-- В прошлом вы руководили индийскими финансами. Скажите, как вы относитесь к иностранной критике по поводу низких темпов приватизации госсобственности в вашей стране?
-- Индия вступила на путь широкомасштабных и долговременных экономических реформ более десяти лет назад. В итоге мы получили сильную и быстрорастущую экономику, технологический прогресс, рост уровня жизни. Наши реформы разработаны в соответствии с целями нашего развития. Сокращение инвестиций предприятий государственного и общественного сектора -- только часть этих реформ. Они осуществляются на основе широкого консенсуса, достигнутого в Индии относительно необходимости реформ и их конечных целей. Осуществление этих процессов в такой большой демократической стране, как Индия, имеет свои трудности. Но приверженность нашего правительства реформам не подлежит сомнению.
-- Позвольте напомнить вам об известном «треугольнике» Примакова. Недавно состоялись военно-морские маневры России и Индии, только что индийские корабли отправились на учения с Китаем. Это шаг в сторону «треугольника» -- России, Китая и Индии?
-- Концепцию «треугольника» нужно понимать правильно. В этом году наши министры иностранных дел -- я имею в виду все три страны -- провели второе заседание в Нью-Йорке в кулуарах ООН. Мы обсуждали текущие вопросы, стоящие перед мировым сообществом. Мы договорились, что усилим сотрудничество между нашими тремя странами. Я думаю, что Китай и Индия согласны с Россией в том, что нам следует провести еще какое-то время вместе и обсудить эти вопросы более глубоко. Надеюсь, что это может произойти в ближайшем будущем.
-- В середине октября вы обнародовали пакет мирных инициатив, направленных на нормализацию отношений Индии с Пакистаном. В день отлета из Дели в Москву премьер Ваджпаи принял участие во встрече министров информации Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (SAARC). Тогда министр информации Пакистана сказал много теплых слов о мудрости и миролюбии г-на Ваджпаи и пригласил его на сессию SAARC в Исламабаде в январе будущего года. Довольны ли вы реакцией Пакистана на индийские инициативы?
-- К сожалению, мне уже приходилось говорить, что ответ Пакистана не был адекватным. Он ответил лишь на немногие из предложенных нами 12 инициатив. В некоторых случаях их ответ был как минимум очень разочаровывающим. Что касается SAARC -- это многосторонний процесс, созданный группой из семи стран Южной Азии, и его следует отличать от двусторонних отношений Индии и Пакистана. Встречи SAARC очень важны, прогресс этой организации также важен. Но большого значения для отношений между Индией и Пакистаном ее встречи не имеют.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ