Время новостей
     N°213, 14 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  14.11.2003
Танцуют все
На экранах Москвы «Труппа» Роберта Олтмэна
"Труппа" -- фильм по-своему уникальный. В нем не стреляют. Не занимаются любовью. Не отвечают на вечные вопросы. Не решают судьбы человечества. Иногда приятно прийти на сеанс в твердой уверенности, что на два часа тебя избавят от киношных штампов. И дадут взглянуть на незнакомый мир балетных танцовщиков из города Чикаго (большинство ролей исполняют артисты Joffrey Ballet of Chicago, так что картина почти документальная).

Самое удивительное, что "Труппу", фильм о перипетиях балетной жизни, снял 78-летний Роберт Олтмэн, до этого бравшийся за самые разные темы, но к танцу остававшийся равнодушным. Американский режиссер рассказывал нам о хирургах на Корейской войне, о Ван Гоге и его брате Тео, об обитателях старинного английского дома, о гламурном мире моды, о голливудских звездах -- но о танцовщиках не говорил ни слова. И вдруг -- производственная драма о сложных взаимоотношениях в творческом коллективе.

В этом году "Труппу" успели показать на фестивалях в Торонто и Бостоне, но в прокат фильм еще нигде не выходил. Однако в России кинокартина появилась вовремя: сейчас в связи со скандалом вокруг Анастасии Волочковой слово "балет" произносят почти так же часто, как во время путча, и фильм о балете может заинтересовать даже далекого от хореографии зрителя. Тем более что Олтмэн не умеет снимать плохо, за какую бы тему ни брался.

Нельзя опаздывать на начало сеанса. Титры идут на фоне любопытного танца с лентами, который в конце фильма обыграют в капустнике, устроенном артистами на Рождество. Капустник станет самой яркой сценой, в которой будут суммированы все темы и все танцевальные эпизоды фильма. Танец с лентами превратится в танец со скотчем. А выступление под дождем, когда осенние листья засыпали сцену и худрук Антонелли (Малькольм Макдауэл) просил проверить, не намок ли пол, в капустнике станет еще более гротескным: огромные кленовые листья попадут танцору в рот.

Посмеются в капустнике над начальством. Руководителя труппы Антонелли, всегда появлявшегося в желтом шарфе, сыграет танцор, накануне с ним повздоривший. А длинноволосого белого балетмейстера из Канады изобразит негр, очень смешно повторяющий его слова о том, что «не надо выполнять заученные движения, надо создать атмосферу шестидесятых». И танцоры, проникнувшись атмосферой, образуют кучу-малу, напоминающую финальную оргию в "Идиотах" Триера.

Прекрасны бытовые эпизоды. В одном из интервью Олтмэн сказал, что хотел показать артистов мирового уровня, которые получают копейки и влачат нищенское существование. И вот балерина Ру (Нив Кэмпбелл) вынуждена вечером надевать парик, туфли на огромной платформе и идти в клуб подрабатывать официанткой. И приехавшему в Чикаго молодому танцовщику денег хватает только на то, чтобы снять угол у знакомой. Спит он на полу. Ночью она его будит: "Извини, у тебя нет презервативов?" Он протягивает две штуки. "Одного хватит", -- говорит девушка и убегает к приятелю.

Странно, но такие простые, бытовые эпизоды создают неожиданное настроение -- новогоднее, рождественское. Неслучайно в США фильм выходит в ограниченный прокат 25 декабря.

Сергей ТОКАРЕВ
//  читайте тему  //  Кино