Время новостей
     N°212, 13 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2003
Трубный вопрос
Украинский демпинг угрожает российской экономике
Необъявленная война, которую трубные предприятия Украины и поддерживающие их чиновники ведут в России, уже приносит колоссальные убытки отечественной трубной отрасли и экономике в целом. По прогнозам Фонда развития трубной промышленности, вследствие демпинга со стороны украинских производителей крупнейшие российские заводы только по итогам 2003 года потеряют заказов на внутреннем рынке в объеме свыше 8 млрд руб. Но мультипликационный негативный эффект окажется куда большим. Уже за три квартала текущего года отечественные металлурги (в том числе поставщики штрипса и трубной заготовки) потеряли свыше 15 млрд руб. выручки от реализации собственной продукции. Трубники недополучили более 1,5 млрд руб. прибыли, а российский бюджет -- налогов на 0,5 млрд руб. Кроме того, предприятия трубной отрасли вынуждены отказаться от выполнения пакета социальных программ на сумму 150 млн руб. В целом же за последние два года свыше 700 тыс. тонн продукции отечественных производителей труб не нашло сбыта на внутреннем рынке.

Дальше больше. Ни для кого не секрет, что трубный бизнес цикличен, и, по мнению большинства экспертов, начался период резкого замедления темпов роста потребления. Прогнозируется, что уже к 2005 году спрос на трубную продукцию упадет на 30%. Таким образом, отменив регулируемый импорт труб с Украины, Россия рискует поставить целую отрасль на грань банкротства, а всех смежников лишить значительной части выручки.

Все это вызвано отсутствием у российских властей четкой политики по защите отечественного производителя, что является неотъемлемой частью экономического роста и процветания государства. Призывы к правительству не приносят особых дивидендов, в то время как мощное украинское межгосударственное лобби и демпинг производителей труб из соседней страны делают свое черное дело.

Крупнейший потребитель труб в России -- государственная компания "Газпром" -- поддерживает отечественное производство только на словах. Так, зампред правления концерна Александр Ананенков в ходе посещения российских трубных заводов летом этого года заявлял о переходе с 2004 года на использование отечественных труб в объеме до 90% от общих потребностей компании. Однако генеральный директор "Газкомплектимпекса" ("дочка" "Газпрома") Валерий Голубев заявил в одном из последних интервью: "ХТЗ будет еще два года иметь благоприятную конъюнктуру, а потом мы намерены перейти на тендерные условия закупки труб".

Факт демпинга со стороны украинских заводов неоспорим -- на родине трубы, произведенные теми же производителями и из того же металла, продаются на 20--40% дороже, чем на российском рынке. Вести такую политику им позволяет целый комплекс факторов. Правительство Украины оказывает существенную государственную поддержку в части реструктуризации задолженностей, списания пеней и штрафов, уплаты обязательных налоговых платежей. По-прежнему действует льготное налогообложение прибыли предприятий горно-металлургического комплекса, направляемой на развитие производства. Помимо этого, на Украине все еще широко распространены неденежные формы расчетов между предприятиями (порядка 20--30%).

Естественно, "Газпрому" выгоднее покупать трубы на Украине, однако при этом он серьезно теряет в качестве (не говоря уж о том, что госкомпании следовало бы думать о национальных интересах в более широком смысле, нежели тактическая экономия средств, которая оборачивается гигантским вредом экономике в целом). Отсутствие инвестиций в развитие производства -- настоящий бич для украинских производителей, и это не проходит бесследно. Прямым подтверждением служит хотя бы тот факт, что украинские производители не допускаются международными экспертами к участию в обслуживании крупных международных нефтегазовых проектов именно по причине недостаточного качества их продукции.

Российские трубники, напротив, целенаправленно проводят политику модернизации производства, внедряя современные промышленные технологии. Сумма инвестиций крупнейших отечественных производителей в проекты по обновлению оборудования составили в текущем году 140 млн долл. И несмотря на эти усилия, отечественный производитель продолжает сталкиваться с проблемами именно по причине отсутствия эффективных защитных механизмов внутреннего рынка.

Сейчас, как известно, поставка труб из черных металлов регламентируется межправительственным соглашением, подписанным в мае 2001 года и вступившим в силу с июня того же года. Действие ежегодного договора о квотировании в рамках этого соглашения истекает 31 декабря. Если его не продлят, то российский рынок будет наводнен украинской продукцией низкого качества, а отечественное трубное производство окажется на грани вымирания. Необходимо не только заключить соглашение о регулировании поставок труб из черных металлов на 2004--2006 годы, но и учесть международный опыт применения заградительных мер. Хотя бы на примере торговых санкций, которые применялись США против отечественных производителей проката.

Отдельно необходимо обратить внимание на то, что начиная с 2000 года крупнейшие российские трубные компании реализуют стратегические программы модернизации и технического перевооружения своих производств, большинство из которых рассчитано на период до 2006 года. В 2001--2003 годах семь крупнейших российских трубных заводов реинвестировали 300 млн долл. в модернизацию собственных производств. В период 2004--2006 годов инвестиции также составят не менее 300 млн долл. Одним этим фактом российские трубники могли бы мотивировать свою просьбу к российскому правительству о сокращении экспортной украинской квоты. Однако стремясь к поддержанию взаимовыгодных отношений и учитывая планы создания ЕЭП, было предложено сохранить действующий уровень квот на период 2004--2006 годов в объеме 620 тыс. тонн в год. А при резком увеличении спроса на ТБД увеличение квоты для нужд конкретных проектов и конкретных потребителей возможно вне рамок соглашения -- по результатам дополнительных переговоров.

Только таким образом российский производитель сможет достичь конкурентоспособного международного уровня своей продукции, только посредством такой взвешенной политики государственного протекционизма Россия сможет говорить на равных с коллегами по ВТО, вступление в которую, как говорится, не за горами.

Майя АЛЕКСЕЕВА