|
|
N°60, 05 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чей суверенитет круче?
Китай и США втягиваются в бесплодную полемику
Инцидент с американским самолетом перерос в затяжной конфликт между Пекином и Вашингтоном. Вчера председатель КНР Цзян Цзэминь взял «тайм-аут», отбыв в двухнедельную поездку по странам Латинской Америки. Перед отъездом он подчеркнул, что «американская сторона должна нести полную ответственность за инцидент», и призвал Вашингтон «не сообщать искаженные высказывания, которые могут отрицательно повлиять на двусторонние отношения».
США давят на Пекин, но результатов не видно. Президент Буш заявил, что для сохранения «надежд на плодотворное и продуктивное развитие отношений между нашими странами» экипаж самолета должен вернуться домой. Однако Буш ни разу не воспользовался «горячей линией» и не попытался напрямую договориться с Цзян Цзэминем о разрешении ситуации. Публичное же давление на руководство КНР вряд ли увенчается успехом.
Тем временем националистические и антиамериканские интонации все отчетливее звучат в китайских СМИ, сохранявших нейтральный тон в первые дни после инцидента. В материале с заголовком «Простые китайцы гневно осуждают гегемонистские поступки США» официальное агентство Синьхуа распространило слова предпринимателя по имени Хуа Чжэнган -- тот назвал действия американского самолета «бандитским поступком», «нетерпимым» для китайского народа. В интернетовских чатах китайская молодежь призывает к самым жестким мерам по отношению к США. Вчера у американского посольства в Пекине группа молодых людей попыталась провести публичную акцию протеста.
Лучшим вариантом развития событий стало бы создание китайско-американской комиссии по расследованию происшествия и выработка взаимоприемлемого политического заявления. Худшим вариантом может стать направление американских пилотов в китайский трудовой лагерь и введение Вашингтоном санкций против КНР. Британская The Times отмечает, что в заявлениях китайской стороны содержится намек на возможность суда над экипажем американского самолета. Пока что стороны заняты лишь тем, что демонстрируют друг другу и мировому сообществу свою неуступчивость.
Китай переживает исчезновение катапультировавшегося над морем 33-летнего Ван Вэя -- «отличного летчика н-ской части морской авиации НОАК». Америка же гордится тем, что хотя после столкновения с китайским истребителем разведчик EP-3E Aries II был сильно поврежден, «героический экипаж» сумел дотянуть до китайского аэродрома. Китайцы всерьез обижаются на то, что США в грош не ставят жизнь их пропавшего без вести соотечественника.
Юридическая полемика также напоминает диалог глухих. США настаивают на том, что их поврежденный над международными водами самолет-шпион обладает «суверенным иммунитетом». В ответ Китай объясняет, что столкновение имело место в его исключительной экономической зоне, где свобода пролета иностранных самолетов является ограниченной, тогда как посадка без разрешения есть посягательство на национальный суверенитет страны.
Александр ТИМОФЕЕВ