Время новостей
     N°212, 13 ноября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  13.11.2003
Полеты на троих
«Аэрофлот» предлагает сократить на два порядка число российских авиакомпаний
Количество коммерческих авиакомпаний в России должно сократиться на два порядка. Такое пожелание высказал вчера президент "Аэрофлота" Александр Зурабов в Совете Федерации. Выступая на «круглом столе», организованном в стенах верхней палаты парламента, он сказал, что в нашей стране должно остаться не более трех полноценных авиакомпаний с собственной сетью маршрутов. Сейчас лицензии на выполнение коммерческих авиаперевозок имеют в нашей стране более 260 организаций (правда, не все реально занимаются этим бизнесом).

Г-н Зурабов, который помимо президентского занимает в "Аэрофлоте" еще и пост председателя совета директоров, допустил, что некоторое количество мелких самостоятельных авиакомпаний сохранится в стране и после того, как основную часть перевозок сконцентрируют в своих руках три "кита". Однако, по его мнению, эти мелкие компании смогут работать только на местных рейсах, подвозя пассажиров к базовым аэродромам "китов", а также на сезонных чартерных направлениях.

Нынешнее количество авиакомпаний, а также и число эксплуатируемых воздушных судов, по данным г-на Зурабова, значительно превышает потребности России. По его мнению, нынешний объем авиационных пассажирских перевозок в России (25--27 млн человек в год) могут обслужить менее 200 самолетов. Реально в стране числится порядка 4 тыс. гражданских самолетов (правда, не все из них способны оторваться от земли). В результате, сообщил г-н Зурабов, ежесуточный налет на одно воздушное судно у российских авиакомпаний составляет 5--5,5 часа, что не позволяет сделать эксплуатацию окупаемой. В рентабельных зарубежных авиакомпаниях этот показатель доходит до 20 часов в сутки.

Весьма любопытна географическая локализация будущих компаний-"китов", предложенная г-ном Зурабовым. По его мнению, одна из них должна базироваться в Москве, вторая -- где-то на юге России, и третья -- на востоке. Московский "кит" уже существует -- это сам "Аэрофлот", обеспечивающий примерно треть общероссийского объема пассажирских авиаперевозок. Восточный "кит" тоже просматривается довольно отчетливо -- это вторая по количеству перевезенных клиентов в нашей стране компания "Сибирь", базирующаяся в Новосибирске. Кстати, руководство "Сибири" активно дружит с "Аэрофлотом", в результате чего с периодичностью примерно один раз в два года в профессиональных кругах оживляются слухи о скором слиянии двух авиакомпаний.

А вот на юге компаний сопоставимого масштаба нет. Там среди прочих авиаперевозчиков действует дочернее предприятие "Аэрофлота" -- "Аэрофлот-Дон", базирующееся в Ростове-на-Дону. Возможно, именно его г-н Зурабов имел в виду, говоря о желательности появления регионального монополиста.

Третье в рейтинге отечественных авиапредприятий -- "Пулково" -- расположено в Санкт-Петербурге, где по "схеме Зурабова" самостоятельных авиакомпаний не предусмотрено. Про "Пулково" хронически возникают (но пока не оправдываются) слухи, что эта компания объединится с Государственной транспортной компаний "Россия" и даст "Аэрофлоту" полномасштабный конкурентный бой.

ФОТО: Александру Зурабову удобнее считать российских авиаперевозчиков на пальцах

Михаил КУКУШКИН