|
|
N°212, 13 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Железные претензии
Нефтяники жалуются на дороговизну перевозок сырья
Правительственная комиссия по государственной тарифной политике на федеральном железнодорожном транспорте под руководством вице-премьера Виктора Христенко вчера подтвердила свое намерение установить на следующий год предельный уровень роста тарифов на пассажирские перевозки на уровне нынешнего года -- 12%. Впрочем, комиссия еще раз вернется к этому вопросу в начале декабря, одновременно с подведением итогов действия вступившего в силу с сентября нового тарифного прейскуранта 10-01.
«По итогам одного месяца понять удалось немногое. Это достаточно небольшой срок, чтобы оценить все последствия», -- оценил вчера итоги действия прейскуранта г-н Христенко. Однако грузоотправители уже сделали для себя неутешительные выводы. Новый прейскурант обернулся для бизнеса увеличением финансовой нагрузки. Железнодорожники же только за сентябрь заработали на прейскуранте на 200 млн руб. больше, чем в августе. «Рост доходов ОАО «РЖД» объясняется тем, что пока не были задействованы многие механизмы, предусмотренные новым прейскурантом», -- пояснил глава МПС Вадим Морозов. Один из таких механизмов -- отмена льготных тарифов при использовании «замкнутых кольцевых маршрутов». Несмотря на то что новый прейскурант предусматривает предоставление льгот в индивидуальном порядке, выбрать «достойных» железнодорожники пока не смогли, в результате чего получили дополнительно более 2,5 млрд руб. Не в полном объеме действуют и скидки при групповых отправках грузов (чем больше вагонов, тем меньше тариф). В ОАО «РЖД» объясняют это сложностями с таможенными органами, особенно если грузы в составе являются неоднородными. Увеличение стоимости грузовых перевозок на расстояние до 1,3 тыс. км также принесло допдоходы, поскольку грузовые потоки не успели перераспределиться на другие транспортные средства.
Впрочем, в МПС полагают, что введение нового прейскуранта не повлекло за собой существенного повышения тарифов на перевозки. Вероятно, у грузоотправителей и чиновников разные понятия существенности, что уже подтверждает наличие претензий к 10-01 со стороны бизнеса. То, что предложения об удорожании стоимости грузоперевозок в связи с введением нового прейскуранта уже поступают, признал вчера и сам г-н Христенко. В то же время он отметил, что решения о предоставлении в 2004 году исключительных тарифов на железнодорожные перевозки для тех или иных категорий грузоотправителей должны быть приняты не позднее середины декабря.
Речь, в частности, пойдет о тарифах на перевозку нефти в цистернах. Нефтяники же жалуются, что перевозка нефти по железной дороге обходится намного дороже, чем по трубопроводам, однако говорят, что у них нет выбора, поскольку объемы добычи возрастают, а инфраструктуры транспортных мощностей не хватает. «До прейскуранта, -- говорит источник в одной из нефтяных компаний, -- возить цистерны с нефтью до погранпереходов (на экспорт. -- Ред.) было значительно дороже, чем по стране, в том числе и до портов. МПС дало обещание устранить дисбаланс, однако выполнило его не в интересах грузоотправителей. Вместо того чтобы понизить экспортный и повысить внутренний тарифы, железнодорожники сохранили тарифы до погранпереходов, подтянув до их уровня и перевозки внутри России». Кроме того, если раньше каждый НПЗ представлял в МПС план отгрузки на месяц по конкретным направлениям, теперь нужно указывать станции, куда придет груз. «Мы же вынуждены распределять потоки, ориентируясь на потребителя, однако за изменение планов должны платить железнодорожникам сбор», -- говорит наш собеседник. Железнодорожники предпочитают пока подводить итоги работы прейскуранта 10-01, не вступая в диалог с бизнесом: о своей позиции ОАО «РЖД» расскажет сегодня на специальном брифинге.
Яна ВИКТОРОВА