|
|
N°212, 13 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Законопроект нетрадиционной ориентации
Михаил Дмитриев предлагает защищать бизнес при помощи еще одного контролирующего органа
Борьба с административными барьерами, мешающими развитию бизнеса, может вскоре пойти по самому радикальному сценарию. В Минэкономразвития разработан законопроект, с помощью которого, по мысли авторов, в самом зародыше будут ликвидироваться все препятствия, мешающие бизнесу.
По логике МЭРТ, любые административные барьеры действуют вполне легитимно, ведь все они были введены законами. Законы, в свою очередь, инициируются государством. Значит, бороться надо с корнем зла -- правом государства на регулирование бизнеса.
По словам разработчика законопроекта, первого заместителя министра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, цель документа -- предотвратить появление нормативных актов, ставящих барьеры на пути развития бизнеса. Как считает г-н Дмитриев, все разрабатываемые законы и подзаконные акты необходимо проверять на предмет их целесообразности. Сроки принятия законопроектов, подозреваемых в том, что они будут обременять бизнес, увеличатся тем самым в 3--5 раз. Уже одно это, по мнению замминистра, должно серьезно охладить желание выдвигать «вредные» законопроекты. Ревизии будет подвергаться и ныне действующее законодательство. Но не в обязательном порядке, а по просьбе бизнеса.
Фильтровать законотворчество, отделяя «полезные» для предпринимательского климата законы от «вредных», по мысли г-на Дмитриева, должен новый контролирующий орган -- Федеральная экономическая служба (ФЭС). Она, правда, экспертизой законодательства заниматься не будет. В ее обязанности предполагается включить организацию максимально публичного обсуждения законов плюс отбор экспертов для консультативного совета. Эксперты же будут выбираться по принципу «случайной выборки» из членов предпринимательских объединений и союзов. У ФЭС не будет права отменять законы и нормативные акты -- это прерогатива президента, парламента или арбитражного суда. Служба же, как предполагается, будет рекомендовать тот или иной документ к отмене.
Представители бизнеса и эксперты-экономисты, приглашенные на презентацию законопроекта, нашли его как минимум сырым и как максимум излишне запутывающим систему власти. К тому же, считают они, разработчики документа покушаются на функции прокуратуры, суда и Минюста. Однако МЭРТ эти замечания не смутили. Как самокритично признался г-н Дмитриев, «это не первый разработанный мной нетрадиционный законопроект, наверняка он вызовет массу критики». «Цель презентации, -- заметил он, -- в том и состоит, чтобы согласовать концепцию документа, который впоследствии будет доработан с учетом замечаний».
Разработанный Минэкономразвития законопроект корреспонденту газеты «Время новостей» прокомментировали директор департамента по работе с объединениями предпринимателей ТПП Владимир Быков и руководитель рабочей группы по административной реформе РСПП Александр Шохин.
Владимир Быков: С этим законом могут возникнуть те же сложности, как в свое время с законом о саморегулируемых организациях. Оказалось, что никакая из властных структур не хочет передавать СРО свои полномочия. Кроме того, непонятно, по каким критериям будут выбираться независимые эксперты для анализа законодательных актов. Как минимум 30 из существующих в стране объединений предпринимателей подходит на роль таких экспертов, но выбрано будет только пять. Чей голос будет более важен при анализе законов: гильдии риэлтеров или Ассоциации российских банков? И наконец, самое серьезное опасение -- то, что новый орган просто заблокирует законодательный процесс. 90% принимаемых законов так или иначе касается предпринимателей, и все эти законы, все нормотворчество министерств, ведомств, парламента должно будет пролезть через узкую горловину ФЭС.
Александр Шохин: Не очень понятен в законопроекте статус нового органа -- ФЭС. Как он будет определяться в системе органов власти? Будет ли это консультативный совет или новое ведомство? В целом конструкция ФЭС провисает. Вполне логично было бы прописать его статус по аналогии с комиссией по защите прав человека.
Главный же позитивный эффект, которого можно ожидать от принятия закона, это появление публичности обсуждения всех нормативных актов и преодоление спонтанности принятия законов. В качестве примера подобной спонтанности можно привести прошедшее во вторник заседание правительства. На нем неожиданно выяснилось, что указание премьера Касьянова ликвидировать навязанный участникам рынка ценных бумаг институт финконсультантов выполнить невозможно. Требование обязательного использования их услуг стараниями ФКЦБ уже оказалось закрепленным в законе.
Ирина СКЛЯРОВА