|
|
N°212, 13 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тело в шляпе
«Открытый простор» на московских экранах
В 1882 году Дикий Запад был уже не тот, что прежде. Уходили в прошлое ничейные прерии и свободные ковбои, которые пасли свои стада там, где им вздумается: на вольных пастухов все более косо смотрели новоявленные землевладельцы, которые не хотели допускать чужаков на свою территорию. И когда не расстававшиеся вот уже десять лет Босс (Роберт Дюваль) и Чарли (Кевин Костнер) вместе со своими помощниками и батальоном буренок пересекли очередную невидимую границу в окрестностях городка Хармонвиль, ничем хорошим это не могло закончиться по определению. Тем более что всю власть в Хармонвиле прибрали к рукам нечистый на методы богатей (Майкл Гэмбон) и его коррумпированный приятель-шериф (Джеймс Руссо). Одного из ковбойских помощников убивают, другого делают калекой. Единственная живая душа, что дала незваным гостям приют, крепкий кофе и свежие бинты, а взамен навек забрала сердце Чарли, принадлежала Сью (Аннет Беннинг), сестре местного доктора. Этим ее недобрые земляки тоже не сказать, что довольны. Так что медленно, но верно приближается момент, когда свои среди чужих выйдут на городскую площадь, чтобы разобраться с чужими среди своих с помощью безотказного уравнителя мистера Кольта.
Если уж речь заходит о вестерне, то Кевин Костнер не доверяет никому, кроме себя. И «Танцы с волками», принесшие ему «Оскара», и отличного, но провалившегося в прокате «Почтальона» (тоже вестерн, но постъядерный), и вот теперь «Открытый простор» он снимает самостоятельно и с самим собой в главной роли. Поставленная по книге малоизвестного дикого западника Лорана Пэйна (до сего момента экранизированного лишь однажды, в 1957 году, когда на экраны вышел «Тихий ствол» с Форрестом Такером), эта картина возвращается в те времена, когда (вспоминая название куда более известного, чем «Тихий ствол», фильма) его «героями всегда были ковбои», а жанр ковбойской истории еще не испытал на себе живительного бича итальянских интерпретаторов. В вызывающей старомодности тем и приемов можно без труда почувствовать своеобразный шарм. Но с тем же успехом можно остаться абсолютно равнодушным. К обязательному просмотру рекомендуется, пожалуй, сцена финальной перестрелки, снятая патриархально, но мощно -- приятно видеть, что человек в состоянии выстроить стрельбу красиво и действенно и не прибегнуть при этом ни к набившему оскомину рапиду, ни к мультипликации матричного толка. Крепко, надежно, уверенно -- в своей основательности «Открытый простор» напоминает те самые портки, которые растягивали в разные стороны взмыленные лошадки на известном джинсовом лейбле. Но при том, что изображение неизменно радует глаз (будь то привычные панорамы страны Мальборо или грязная жижа, вспененная проливным дождем под копытами ковбойских скакунов), фильм Костнера воспринимается как абсолютно чужеродный элемент. Только на этом, почти эталонном произведении понимаешь, как далек вестерн от отечественной ментальности. Любой сдвиг -- этический, как в «Непрощенном», половой, как в «Плохих девчонках», просто идиотский, как в фильме «Билли Кид встречает Дракулу», -- не отдаляет, а приближает среднего зрителя к пониманию Дикого Запада. А когда в безукоризненном зрелище решительно не за что зацепиться -- тот же зритель чувствует себя поползнем, который попал в скворечник, заботливо ошкуренный юннатом с обеих сторон. На дико-западном фронте -- без перемен.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ