Время новостей
     N°60, 05 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2001
Антирокер
«Мумий Тролль» дал самый большой в своей жизни концерт в Москве
Уровень пафоса был таков, словно выступала не группа «Мумий Тролль», а как минимум дуэт Эрика Клэптона с Элтоном Джоном. Однако надо отдать «МТ» должное -- пафос этот был очень четко организован, чего в «Олимпийском» давно не видали. Это при том, что едва ли не впервые рок-группа готовила концерт сама, без посредников. Обычно бестолковая охрана вносит массу беспорядка, который потом безуспешно пытается ликвидировать. На сей раз охраны было меньше, а порядка больше. К восьми часам зал был почти полон, и концерт начался ровно в 20.01, так что все от неожиданности растерялись.

На разогреве выступила женская панк-группа «Восьмая Марта», которая под конец своего выступления сумела понравиться залу настолько, насколько вообще может понравиться разогревающая команда. После чего свет погас, а на экранах по обеим сторонам сцены появились экраны с ликами музыкантов «Мумий Тролля» и маленькими часами, которые начали обратный отсчет. Когда цифры приблизились к нулю, зал уже был возбужден до предела и грохотал ногами по трибунам. На цифре «ноль» на экранах возникли громы, молнии и волнующееся море, а потом -- надпись viva el rockapops. Осветилась двухъярусная сцена, оформленная в розовых тонах. На втором этаже висели огромные белые барабаны, в которые принялись лупить мужчины в белых рубашках. Шаманство длилось минут пять. Наконец, когда барабанщики угомонились, на сцене появились Они.

«Олимпийский» вмещает 20 тысяч зрителей. На сей раз тысяч 16 было точно. И все они дружно взревели. Илья Лагутенко ласково поздоровался с залом и начал петь. Свет был великолепный и тщательно продуманный, все фотокорреспонденты это оценили. Со звуком вышло хуже. Видимо, задумана была так называемая «стена звука», и было ощущение, что все колонки работают на пределе мощности. В итоге временами получалась стена грохота. Впрочем, залу было все равно -- все песни зрители знали наизусть. Воспользовавшись обилием аппаратуры, музыканты играли с очень жестким и «тяжелым» звуком, выжав из усилителей все, что можно.

Концерт вышел длинным. «Мумий Тролль» исполнил весь свой золотой фонд из альбомов разных лет. В середине был сделан маленький перерыв, и на сцену зачем-то вышла Рита Митрофанова с «Радио Максимум». Потом переодевшиеся музыканты спели несколько песен в акустике и снова перешли к «электричеству». Спев в конце короткое попурри из «Утекай» и «Владивосток 2000», Илья так же ласково попрощался, и группа со сцены исчезла. Но ненадолго. Даже свет в зале не включали. Зал требовал бисов, и он их немедленно получил, причем стало ясно, что они были тщательно продуманы заранее. Музыканты вышли на сцену в черных монашеских балахонах и белых масках, лихо исполнили «Карнавала. Нет» и ушли, на сей раз окончательно. Сколько зал ни кричал, они не вернулись.

Безумная популярность «Мумий Тролля» -- не просто факт любви зрителя к отдельно взятой группе. Это символ. Илья Лагутенко -- абсолютный антирокер. Такого кокетства, лукавства и таких двусмысленных гримас стены «Олимпийского» еще не видели. Он делает все то, чего «классические» русские рокеры с упорством избегают, -- концептуально оформляет сцену, хитро улыбается и смеется, иногда издевательски, и всячески провоцирует зал. Рокеры скупостью сценографии и отсутствием фейерверков и прочей мишуры пытаются подчеркнуть, что главное на сцене -- они сами и их песни. Они хотят выглядеть мачо. Лагутенко же выворачивает все это наизнанку и радуется, видя, что зал от этого в восторге. Он будто играет, спрашивая зал: а таким вы меня любить будете? И таким будете? И даже таким? Здорово, думает Лагутенко, и улыбается. Будут любить, никуда не денутся.

Святослав БИРЮЛИН