Казахстан первым из государств СНГ намерен в 2009 году занять кресло председательствующего в ОБСЕ. Заявление по этому поводу было сделано еще в феврале этого года главой представительства Казахстана в ОБСЕ Рахатом Алиевым, зятем президента страны Нурсултана Назарбаева.
Чтобы лично поддержать столь амбициозную заявку, 21 ноября в Вену, на очередное заседание Постоянного совета ОБСЕ, собирается прибыть сам г-н Назарбаев. Это само по себе является событием незаурядным: главы государств обычно не удостаивают своим присутствием такие дежурные мероприятия.
Надо отдать должное мужеству казахстанского лидера. Дело в том, что в Вене ему придется столкнуться -- возможно, впервые за все время его президентства -- с жесточайшей обструкцией авторитетного международного сообщества, которое резко негативно отреагировало на уголовное преследование известного казахстанского публициста Сергея Дуванова. В прошлом году власти Казахстана обвинили его в изнасиловании несовершеннолетней и приговорили к трем с половиной годам заключения, что вызвало шквал протестов в мире. Присутствовавшие на судебном процессе эксперты ОБСЕ признали его «политически мотивированным». Независимый журналист выступал в неподцензурной казахстанской прессе с критикой руководства страны; в частности, освещал обстоятельства известного дела «казахгейт» о причастности к коррупционным сделкам президента Назарбаева и его окружения. Его пригласили выступить в американском конгрессе на слушаниях, посвященных ситуации с правами человека в Казахстане, но накануне отъезда в США он был арестован.
Дело Дуванова прибрело широкую международную огласку как пример использования властями Астаны судебной системы для подавления оппозиции в стране. В конце октября Верховный суд Казахстана отклонил апелляцию Дуванова. Это стало причиной новой волны обвинений мирового сообщества в адрес Астаны. С резким заявлением на днях выступил представитель США в ОБСЕ посол Дуглас Дэвидсон. «Отказ от рассмотрения поданных с соблюдением надлежащих правовых процедур претензий идет вразрез с приверженностью Казахстана принципам ОБСЕ, -- заявил в Вене г-н Дэвидсон. -- США глубоко разочарованы решением Верховного суда...»
Еще более жестко прозвучало заявление делегаций 15 государств Евросоюза при ОБСЕ, которое поддержали еще 12 европейских стран -- членов ОБСЕ (за исключением России и других стран СНГ). Решение высшей судебной инстанции Казахстана по делу Дуванова вызвало «глубокую озабоченность», «обеспокоенность» и «сожаление» в связи с тем, что «надежды на беспристрастное и справедливое рассмотрение апелляции по делу (Дуванова. --
Ред.) в Верховном суде не оправдались».
Подобная «артподготовка», развернувшаяся в ОБСЕ накануне появления в ее штаб-квартире Нурсултана Назарбаева, ничего хорошего ему не сулит. Как заметил газете «Время новостей» лидер оппозиционной Республиканской народной партии Казахстана Амиржан Косанов, прибывший в Вену для встреч с делегациями стран -- членов ОБСЕ, подавляющее их большинство готово «дать бой» казахстанскому лидеру. «Поверьте нам, в окружении г-на Назарбаева очень нервничают», -- передает слова одного влиятельного европейца г-н Косанов. То, что это действительно так, подтверждает и неожиданный приезд в Вену секретаря Совбеза Казахстана Булата Утемуратова. Его целью, как утверждают дипломатические источники нашей газеты в австрийской столице, будет попытка снять накал страстей в ОБСЕ вокруг дела Дуванова. В этой связи, как считают наши источники, возможно, что в Астане в ближайшие дни постараются найти какое-то «неординарное» решение этого вопроса, вплоть до освобождения строптивого журналиста.
В ином случае все обещания президента Назарбаева достойно председательствовать в ОБСЕ уже через пять лет (окончательное решение по заявке Казахстана будет принято в 2006 году) вряд ли найдут понимание в Вене. Тем более что казахстанская делегация в ОБСЕ недавно подвергла критике эту организацию за излишне «правозащитный» уклон ее деятельности. Однако ряд европейских послов в ОБСЕ высказываются иначе, они считают, что желание Астаны «порулить» в организации загонит ее в своего рода «мышеловку»: до 2006 года страна вынуждена будет принять решительные меры по либерализации существующего режима. Любопытно, что эту точку зрения разделяет и казахстанская оппозиция, поддерживающая амбиции руководства своей страны.