Время новостей
     N°60, 05 апреля 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.04.2001
Сталинградская дуэль
Сегодня в «Ударнике» премьера фильма «Враг у ворот»
«Враг у ворот» был снят французским режиссером Жан-Жаком Анно на американские деньги в гигантской декорации осажденного Сталинграда, сооруженной на студии в Бабельсберге -- бывшей гэдээровской Defa. Удивительно, что события Сталинградской битвы показаны в картине с русской точки зрения, ведь это у наших ворот стоит враг, да и выбора у зрителя нет -- не фашистам же симпатизировать. Судьба у колоссального военного эпоса, который неизбежно сравнивают со «Спасением рядового Райана» и не всегда в пользу последнего, получилась странная. «Враг у ворот» открывал последний Берлинский фестиваль и призван был напомнить публике не столько о досадном поражении почти шестидесятилетней давности, сколько о возродившейся мощи немецкой кинопромышленности. С технической точки зрения фильм действительно производит впечатление, а сцена отчаянного наступления наших войск, превращенная в бойню налетом немецкой авиации, неизбежно станет хрестоматийной, но в целом берлинская премьера оказалась провалом. «Врага» разругали в пух и прах за небрежную режиссуру, банальность сюжета, одномерность характеров да и просто откровенную клюкву, неизбежную в подобного рода международных проектах. Прошло чуть больше месяца. Фильм на удивление успешно стартовал в Америке (хотя затраченных на него восьмидесяти миллионов он, конечно, не вернет) и получил хорошую прессу за океаном. Судя по первым реакциям наших зрителей, мы оказались ближе к американцам, чем к европейцам, -- фильм нравится. Еще бы, нас вряд ли смутит аристократический английский акцент изнеженного Джада Лоу, играющего снайпера Василия Зайцева, и стопроцентно американская внешность Эда Харриса, которому досталась роль его немецкого противника.

Сюжет основан на реальных фактах, и имя Василия Зайцева, возможно, кто-то помнит по школьной программе (я -- нет). Пастушок с Урала попадает в сталинградское пекло и проявляет удивительную меткость в бою (сказываются уроки престарелого дедушки, учившего отгонять волков от стада). Замполит Данилов (его играет бесталанный Джозеф Файнс, которому раз в жизни повезло с «Влюбленным Шекспиром») решает сделать из паренька легенду, и ему это удается. Сам Хрущев (Боб Хоскинс) благословляет новоиспеченного героя. Немцы стремятся легенду уничтожить и посылают под Сталинград своего лучшего снайпера майора Кенига, баварского аристократа, который тренировал свои стрелковые навыки на оленьей охоте. Дело осложняется любовным треугольником (Зайцев и Данилов влюблены в еврейскую девушку Таню -- ее играет Рэйчел Уайш, которую мы совсем скоро увидим в сиквеле «Мумии»). Но второстепенные сюжетные линии, в сущности, служат лишь для того, чтобы оттянуть главное удовольствие -- финальное противостояние снайперов в руинах Сталинграда, снятое в духе дуэлей Серджо Леоне.

Увы, надо признать, что упрек в одномерности характеров справедлив. Анно всегда был режиссером-наблюдателем, и лучше всего ему удавалось подглядывать за как бы нережиссированной, естественной жизнью («Медведь»), простодушным миром перволюдей («Борьба за огонь»), сверхъестественной красотой природы («Семь лет в Тибете»). Когда же дело доходит до режиссирования актеров и выстраивания отношений на съемочной площадке, Анно беспомощен, как младенец. Американцы прощают -- за зрелищность и масштаб. Один из критиков, отвечая на возможные упреки, написал: «Все равно это лучший западный русский фильм о русском снайпере». Напоминает скверный анекдот о картине «Знакомьтесь, Балуев!», которую советская идеологическая машина выставила на Московский фестиваль в противовес феллиниевским «8 1/2». Тогда в кинематографических кругах ходила шутка, что картина непременно получит приз как «Лучший фильм о Балуеве».

Арина ИНОЗЕМЦЕВА