|
|
N°211, 12 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Точка в налоговой реформе
Правительство внесло в Думу последний налоговый закон
Налоговая реформа близится к финалу. Правительство внесло в Думу законопроект, окончательно уточняющий перечень и статус всех имеющихся в действующем законодательстве налогов и сборов. Оказалось, что многочисленные манипуляции с налоговой системой сократили количество налогов в России более чем в два раза. Весь мусор в виде давно не существующих налогов, а также самодеятельности местных властей в виде сборов за парковку автотранспорта и на содержание собак, будет вычищен из налогового законодательства.
К 1 марта 2004 года, как решили вчера члены думского комитета по бюджету и налогам, в пятилетней работе над Налоговым кодексом (НК) должна быть поставлена жирная точка. И хотя от снижения ставок ряда налогов правительство по-прежнему не отказывается, эта работа будет проводиться исключительно в рамках кодекса и без "побочного" нормотворчества.
Налоговый кодекс начали писать еще в 1997 году. Параллельно с принятием глав первой, а затем и второй части НК в законодательном поле продолжали существовать прежние нормативные акты, регулирующие взимание налогов и сборов. Введение одних налогов и отмена других, передача их из центра в регионы и обратно лишь добавляли в законодательство многотомные перечни «изменений и дополнений». Причем путаница по срокам введения новых налоговых сборов зачастую возникала очень серьезная. Яркий пример тому -- история с транспортным налогом, чуть было не приведшая к массовому отказу налогоплательщиков уплачивать «незаконные поборы». По сути, дело было лишь в том, что Налоговый кодекс вводил этот налог с 1 января 2003 года, а несостыковка положений НК и закона «Об основах налоговой системы» позволяла не платить сбор на пользователей автодорог уже с октября 2002 года. Отменить же ныне действующий закон «Об основах налоговой системы" возможно лишь с того момента, когда кодекс принят целиком.
Нынешней осенью законодатели наконец управились с последними двумя главами НК, и правительство приступило к технической правке всего того, что оно создало за последние пять лет в налоговом законодательстве. Вместо 33 налогов и сборов (15 федеральных, 6 региональных и 22 местных) теперь будет действовать 16 (10 федеральных, 2 региональных и 4 местных).
По мнению аналитиков, шлифовка налогового законодательства требуется уже давно. По словам экономиста ИК «Тройка Диалог» Антона Струченевского, в налоговом законодательстве сейчас такой хаос, что разобраться в нем сложно даже специалисту, не говоря о рядовых налогоплательщиках. С ним согласна и директор центра макроэкономических исследований «Юникон» Елена Матросова. «Статус налогов должен быть четко закреплен хотя бы даже для того, чтобы законодатели имели развязанными руки для коррекции их ставок», -- говорит она.
Правда, есть и некоторые опасения, что окончательная шлифовка кодекса может оказаться на практике не такой уж окончательной. По словам зампреда бюджетного комитета Сергея Штогрина, наверняка возникнут проблемы с таможенными пошлинами, не включенными в кодекс по странной логике правительства.
Присутствующий на заседании комитета представитель Минфина посоветовал в ответ не отягощать новый кодекс дополнительными главами. Как заявил глава налогового департамента Минфина Александр Иванеев, таможенные пошлины не имеют характер налоговых сборов и будут регулироваться дополнительными законодательными актами.
Остается также и небольшая вероятность того, что с распределением налогов между уровнями власти не согласятся регионы. По словам главы бюджетного подкомитета Госдумы Виталия Шубы, «решение принимается крайне серьезное, по сути, мы завершаем налоговую реформу, а значит, регионам надо дать время подумать».
В итоге обсуждение законопроекта отложено до весны. Впрочем, спешить некуда, так как в любом случае окончательного переиздания кодекса в новом варианте можно ожидать не ранее 2005 года. Именно к этому времени должен вступить в силу пакет законов о разграничении доходов и полномочий между уровнями власти.
Налоги, закрепленные за тремя уровнями власти
Федеральные: НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц, ЕСН, налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых, налог на наследование и дарение, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира, сборы за пользование водными биоресурсами.
Региональные: налог на игорный бизнес, налог на имущество организаций.
Местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, транспортный налог, сбор за право ведения торговли.
Ирина СКЛЯРОВА