|
|
N°60, 05 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Трудный путь к плательщику
Правительство и Дума продолжают спор о налоге на прибыль
Двадцать пятая глава второй части Налогового кодекса «Налог на прибыль организаций» была принята вчера Госдумой в первом чтении. На этом перемирие в борьбе за этот налог между депутатами и правительством, можно считать, заканчивается. Уже сегодня кабинет министров обсудит свои поправки в законопроект, который еще вчера считался согласованным.
Налог на прибыль, как вчера же, предваряя депутатское голосование, сообщил в рамках правительственного часа глава МНС Геннадий Букаев, составляет 20% от 229 млрд рублей, перечисленных МНС за первые два месяца текущего года в бюджет. Первое, с чем правительство не в состоянии смириться, -- это закрепленное в законопроекте право регионов самостоятельно предоставлять предприятиям льготы по налогу на прибыль в той его части, что поступает в региональные бюджеты. Учитывая, что налог на прибыль является федеральным, право регионов снижать ставку налога, по мнению кабинета министров, противоречит принципам налогообложения, установленным первой частью НК. Второй основной претензией правительства к законопроекту является закрепленное в нем расщепление 35-процентной ставки налога между бюджетами разных уровней. Думский бюджетный комитет настаивает на том, чтобы зачисление налога происходило по ставке: 10% -- в федеральный бюджет, 20% -- в региональные бюджеты и 5% -- в местные. Правительство убеждено, что вопрос распределения сумм налога на прибыль относится исключительно к сфере бюджетного законодательства.
Кроме того, на своем сегодняшнем заседании правительство обсудит предложения Минфина -- уточнить в законопроекте положения о суммах платежей работодателей, которые выплачиваются по договорам страхования (пенсионного обеспечения) работников и учитываются при расходах на оплату труда. Законопроект не устраивает Минфин и в части положений о расходах на освоение природных ресурсов, а также о налоговых обязательствах, возникающих при передаче налогоплательщиком имущества в уставный капитал вновь созданных или реорганизуемых предприятий.
Гарантий, что на этом претензии правительства к двадцать пятой главе будут исчерпаны, нет никаких. Пока же основные постулаты законопроекта, за исключением распределения ставки налога между бюджетами, остаются прежними. А именно: на ближайшие пять лет сохраняется инвестиционная льгота; при закрытом перечне доходов перечень расходов, вычитаемых из налогооблагаемой базы, остается открытым, а предприятиям предоставляется право выбора способа амортизационных отчислений (линейный и нелинейный) и право переноса убытков на последующие годы. То есть в законопроекте сохраняются все те положения, которые позволяют авторам считать, что в случае его принятия налогоплательщикам заживется вольготнее.
Между тем борьбой с правительственными поправками дело не ограничится. Депутаты хоть и одобрили законопроект чуть ли не единогласно, также будут кто во что горазд готовить к нему поправки. В большей степени они коснутся налоговых льгот, которые авторы законопроекта о налоге на прибыль постарались свести к минимуму, а также положений проекта о переходе к системе учета налога по отгрузке (а не по оплате, как сейчас).
Светлана МИХАЙЛОВА