|
|
N°210, 11 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия размораживает антарктические счета
В строительство новой базы будет вложено 12 млн долларов
Впервые за много лет Россия приступает к строительству новой зимовочной исследовательской станции в Антарктиде. Вчера из Петербурга в Южное полушарие отбыло экспедиционное судно «Академик Федоров» с десантом строителей и ученых на борту. Дизель-электроход достигнет берегов континента как раз с наступлением южного полярного лета. Судно доставит в Антарктиду 102 полярников очередной, 49-й по счету антарктической экспедиции, а также стройматериалы для реконструкции станции «Прогресс», запчасти и материалы для научного и технического оборудования, топливо и продовольствие -- всего около 3 тысяч тонн грузов.
Сейчас в восточной части Антарктиды, примыкающей к морю Содружества, действуют три российские научно-исследовательские станции: две прибрежные -- «Мирный» и «Прогресс» -- и единственный отечественный внутриконтинентальный комплекс «Восток». Научная уникальность последнего объясняется близостью «Востока» к Южному полюсу -- до него всего в 1253 км. Обсерватория «Мирный» является основной базой российских антарктических исследований, именно отсюда санно-гусеничными поездами завозится топливо, продовольствие и все необходимое на станцию «Восток». Однако уже в ближайшем будущем зимовщики обсерватории «Мирный» будут заниматься только научными исследованиями и фоновыми наблюдениями за изменениями климата. А снабженческие функции перейдут к станции «Прогресс», которая в ближайшее время превратится в основную базу российских антарктических экспедиций.
По словам замначальника Российской антарктической экспедиции (РАЭ) Вячеслава Мартьямова, на «Прогрессе» для российских полярников будет построен новейший зимовочный комплекс. Современное двухэтажное здание придет на смену отслужившим свой срок домикам, которые строились в конце 80-х годов как временные, однако стали постоянными. Здесь будет техническая база полярников, складские помещения, топливный терминал и даже снежно-ледовый аэродром со взлетной полосой в 3,5 км для приема тяжелых транспортных самолетов типа Ил-76. Общая стоимость работ по превращению «Прогресса» в российскую «столицу Антарктики» на первом этапе составит около 12 млн долл. Но в РАЭ полагают, что эти вложения окупятся, поскольку снизятся затраты на доставку в Антарктиду грузов и зимовщиков. Ведь если до сих пор «Академик Федоров» приходит непосредственно на «Мирный», то после завершения строительства экспедиционное судно будет разгружаться в портах Южной Америки или Австралии. А оттуда людей, продукты, топливо и оборудование тяжелыми самолетами будут перебрасывать на «Прогресс».
Впрочем, новостройкой цели экспедиции не ограничиваются -- в районе базы «Дружная-4» в антарктических горах Принц Чарльз российские ученые проведут геолого-геофизические исследования шестого континента, а во время следования судна в крайних южных широтах океанологи будут изучать, как взаимодействие океана и атмосферы воздействует на климат.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург