|
|
N°210, 11 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Корабли против пиратов
В российском военном экспорте скоро будет преобладать морская техника
Сегодня в Сингапуре открывается международная выставка военно-морской техники IMDEX Asia'2003, которую специалисты относят к крупнейшим салонам данного профиля. Россия выставляется здесь в четвертый раз. О том, что наша страна представит на этой выставке, о перспективах торговли военно-морской техникой и вооружением обозревателю газеты «Время новостей» Николаю ПОРОСКОВУ рассказывает главный советник -- руководитель группы советников генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» Игорь БЕЛОУСОВ.
-- Игорь Сергеевич, какие цели преследует Россия, выставляя продукцию своих оборонных предприятий на IMDEX Asia'2003?
-- Целевых выставок военно-морской техники в мире всего три, включая Международный военно-морской салон у нас в Санкт-Петербурге. Пропустить хотя бы одну из них -- многое потерять. В Сингапуре мы хотим привлечь внимание российских фирм, занимающихся созданием военно-морской техники, к региону Юго-Восточной Азии. По оценкам экспертов, возможные поставки военно-морской техники в этот регион до 2015 года оцениваются в сумму 140 млрд долл. Это около 40% прогнозируемых мировых расходов в военно-морской сфере.
-- Авиация в России ассоциируется прежде всего с фирмой «Сухой» и РСК «МиГ». Какие предприятия олицетворяют военно-морскую сферу и будут представлены на выставке?
-- Это Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» из Санкт-Петербурга, тематика которого очень обширна: от малых катеров до корветов -- серьезных кораблей с сильным вооружением. «Алмаз» ведет направление, которое необычно для большинства стран, но является приоритетным для нашей страны, -- создание кораблей на воздушной подушке. Номенклатура «Северного проектного конструкторского бюро» из Санкт-Петербурга -- крупные корабли от корвета до фрегата водоизмещением до 9--10 тыс. тонн. Подводное направление представлено известным всем Центральным конструкторским бюро морской техники «Рубин». Он представляет в Сингапуре дизельную подлодку четвертого поколения «Амур» с водоизмещением менее 2 тыс. тонн, прекрасно вооруженную. Всего же на выставку выезжают 12 российских оборонных предприятий, они представят около 200 образцов вооружения и военной техники.
-- Выставка проходит в Сингапуре -- государстве Азиатско-Тихоокеанского региона и Юго-Восточной Азии, где до сих пор существует проблема пиратства. Это обстоятельство отразится на тематике выставки? Что Россия может предложить государствам региона для борьбы с флибустьерами?
-- Борьбу с пиратством я не назвал бы главным направлением IMDEX Asia'2003. Главное все же -- вооружение, которое обеспечивает внешнюю безопасность страны. Но проблема действительно существует. Региональный центр по борьбе с пиратством в Куала-Лумпуре в Малайзии свидетельствует, что за прошлый год число разбойных нападений на морских магистралях превысило 370. А в университете Мэрдока в Австралии подсчитали, что материальный ущерб от пиратства в год достигает колоссальной суммы в 25 млрд долларов.
Средства борьбы с пиратством я разделил бы на два направления. Одно из них представлено на выставке -- это катера и корабли, которые по техническим характеристикам превосходят пиратские суда, главным образом по скорости и средствам связи. Мы представляем целый набор превосходных катеров российской разработки как с зарубежными, так и отечественными двигателями. Продемонстрируем и свои перспективные разработки, основанные на глубоких научных исследованиях, в том числе по обводам корпусов, которые резко снижают сопротивление движению судов. «Алмазом» предлагаются катера со скоростью более 50 узлов (почти 90 км в час).
Второе направление -- защиту судов от нападения -- мы пока не представляем. Я имею в виду средства распознавания опасности -- аппаратуру акустического и локационного сопровождения. Главное -- увидеть и классифицировать пиратское судно, своевременно подать сигнал помощи. Возможно, вскоре будет дан старт новому направлению -- строительству кораблей сопровождения. Российский ОПК к этому готов.
-- Кого вы относите к главным конкурентам России в этом спектре вооружений?
-- В катеростроении -- Швецию, Германию, а также Англию, Францию, Китай и ряд других стран. В подводном кораблестроении, в том числе в создании микроподлодок, -- Италию, Англию. Если бы вопрос заключался только в качестве товара, в 70% случаев Россия имела бы уверенный приоритет. Но большую роль в торговле оружием играет политическая составляющая, не все страны свободны в своем выборе необходимой им военной техники. Кроме того, у наших конкурентов имеется возможность кредитования покупателей: иногда техника поставляется ими буквально бесплатно -- в расчете заработать в дальнейшем на ремонте и сервисе. Однако сегодня у нас есть уверенность, что мы если и не завоюем этот рынок, то наверняка станем достойными поставщиками техники в регион.
-- Какое место в российском экспорте вооружений занимают боевые корабли и военно-морское вооружение?
-- До недавнего времени эта доля была достаточно мала -- менее 10% от общих поставок. Сейчас ситуация меняется. Портфель заказов «Рособоронэкспорта» (то есть уже действующие контракты) оценивается примерно в 12 млрд долл., около трети -- контракты военно-морского направления.
-- В последнее время только ленивый не писал о повышенной шумности наших субмарин. Может быть, выставка в Сингапуре опровергнет это мнение?
-- В прошлом мы переживали очень тяжелые времена: обладая преимуществом по скорости, глубине погружения и мощи вооружения ПЛ, проигрывали в шумности. Но двадцать лет титанической работы привели к серьезным результатам. Наши дизельные подводные лодки проекта 877ЭКМ и 636 в западной печати получили название «Черная дыра», потому что не шумят. Наши заказчики признают: шумность российских подводных лодок, которые мы продаем за рубеж, ниже, нежели у конкурентов. Теперь мы предлагаем субмарину следующего поколения «Амур». Шумность заметно ниже естественного фона моря в сочетании с улучшенной маневренностью на мелководье и в узкостях делает лодку привлекательной для стран региона.
-- Среди предлагаемых Россией услуг -- содействие в строительстве авианесущих кораблей, однако сами мы от них отказываемся. Не вызовет это недоверия у потенциальных партнеров и заказчиков?
-- Страны, которые хотят владеть сбалансированным военно-морским флотом, обязаны иметь в его составе авианосцы. У России есть прекрасный авианесущий корабль «Адмирал флота Кузнецов», способный принимать на палубу самолеты -- лучшие в своем классе в мире Су-33. Военно-морские начальники говорят, что сегодня у России нет задач, которые решали бы авианосцы. К тому же есть проблемы в финансировании армии и флота. Но это сегодня. А в будущем, у меня нет сомнений, российская наука и ОПК будут работать над созданием авианесущих кораблей для себя.
-- Что помимо военно-морской техники будет представлено на IMDEX Asia'2003?
-- Автоматизированная и скорострельная корабельная артиллерия, по целому ряду характеристик превосходящая конкурентов, ракетные системы большой и средней дальности. А противокорабельная ракета типа «Москит», которая способна преодолеть любую из существующих систем ПВО и ПРО, останется лучшей в мире как минимум еще 15--20 лет.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ