Вчера из Панкисского ущелья в Тбилиси были переброшены подразделения грузинских внутренних войск. Сейчас не до чеченских боевиков -- напряженности хватает в самой столице. Правда, как сказал газете «Время новостей» главный военный инспектор при верховном главнокомандующем генерал-майор Гиви Иукуридзе, никаких распоряжений на предмет вовлечения в конфликт армии не поступало. Также нет речи и об использовании спецназа госбезопасности.
Оппозиция настаивает на отмене итогов прошедших 2 ноября парламентских выборов, а то и отставке Эдуарда Шеварднадзе. Канцелярия президента, вблизи которой митингует оппозиция, окружена кольцом полиции и внутренних войск.
Проливной дождь не пугает сотни демонстрантов, скандирующих в адрес Шеварднадзе: «Ца-ди! Ца-ди!» («У-хо-ди! У-хо-ди!»). На проспект Руставели прибывают сторонники оппозиции из регионов. Лидеры оппозиции Михаил Саакашвили, Нино Бурджанадзе и Зураб Жвания сменяют друг друга у микрофона на ступеньках перед парламентом. В Тбилиси появились плакаты, на которых тройка лидеров оппозиции изображена в черном и в очках,
подобно героям «Матрицы», премьерные показы которой идут в грузинской столице. Когда главный герой Нео на экране особенно хорош, зрители в зале начинают скандировать: «Ми-ша», «Ми-ша».
Президент Шеварднадзе в понедельник покинул Тбилиси. Сначала он отправился на запад Грузии, а затем в Аджарию, чтобы мобилизовать общественное мнение. В Сенаки его попытались блокировать группы звиадистов и сторонников Саакашвили, но полиция их оттеснила. В Батуми президента встретил в аэропорту глава Аджарии Аслан Абашидзе, который в знак особого почтения сам сел за руль «Мерседеса». Потом политики уединились в резиденции руководителя автономии.
Затем Шеварднадзе и Абашидзе выступили перед митингом на стадионе. В Батуми оппозицию называют не иначе как «фашистами и экстремистами». Аслан Абашидзе заявил, что оппозиция в стремлении к власти «разжигает национальную рознь». «Приход к власти националистов будет означать катастрофу для Грузии», -- сказал глава Аджарии и призвал власти «принять меры по недопущению эскалации напряженности».
В Аджарии, куда приехал вчера Шеварднадзе, находится российская военная база. В грузинской столице циркулируют слухи, что Путин не возражает против использования этих подразделений для подавления акций протеста в Тбилиси. Но Шеварднадзе отрицает, что приехал в Аджарию в поисках военной помощи.
В воскресенье после телефонного разговора со своим российским коллегой президент Шеварднадзе попытался договориться с лидерами оппозиции. Однако его встреча с оппозиционерами закончилась неудачей. Возглавляющий «Единое национальное движение» Михаил Саакашвили покинул правительственную резиденцию после того, как «президент на него стал кричать». Через несколько минут вышли Нино Бурджанадзе с Зурабом Жвания. Они сообщили, что президент не готов решать вопросы фальсификации парламентских выборов и предложил им только создать совместную комиссию. По словам Шеварднадзе, Саакашвили «сам взорвался». Перед началом переговоров президент предложил «тройке» чай и кофе. Но за грузинским столом без вина никак. Может, поэтому разговора не получилось?
По мнению Михаила Саакашвили, потеряв поддержку США, грузинский президент ищет сторонников в Москве. В таких случаях в Грузии всегда идут в ход термины «пророссийская ориентация» и «предательство западных идеалов», и используют такие обвинения обе стороны. По мнению Саакашвили, президент может рассчитывать только на поддержку «кровавого диктатора» Аслана Абашидзе и России. Посол США в Грузии Ричард Майлс заявил, что «США не намерены вмешиваться во внутренние дела Грузии», однако «в любом демократическом государстве народ имеет право на мирные митинги».
Вчера в фойе парламента группа оппозиционных депутатов начала голодовку. Центризбирком продолжает подсчитывать голоса. Проправительственный блок «За новую Грузию» лидирует -- 20,6% голосов. 18,8% у абашидзевского «Союза демократического возрождения», 18,1% -- у «Единого национального движения». Семипроцентный барьер преодолевают лейбористы и «Бурджанадзе-Демократы», но последние уже официально отказались от мандатов, заявив, что «их кресла останутся пустыми».