Время новостей
     N°118, 05 сентября 2000 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.09.2000
ЮКОС на пути в Китай
Михаил Ходорковский получил контроль над Ангарской НХК
Пресс-служба ЮКОСа объявила о приобретении этой компанией влияния на Ангарскую нефтехимическую компанию (АНХК). Между руководителями компании ЮКОС и группы РИНКО, которой принадлежит "Ангарка", было подписано соглашение о создании в течение полугода на паритетных началах управляющей компании ЮКОС-РИНКО. Причем РИНКО в качестве вклада в проект внесет право пользования принадлежащими ей производственными активами, а компания Михаила Ходорковского обязуется осуществлять поставки сырой нефти на АНХК в объеме не менее 500 тыс. т в месяц (6 млн т в год). Текущее управление новой компанией будет возложено на менеджеров ЮКОСа, совет директоров возглавит президент РИНКО Виталий Машицкий.

Это соглашение, по мнению главного аналитика инвестиционной компании «Атон» Стивена Дашевского, выгодно прежде всего РИНКО -- она имеет огромные перерабатывающие мощности (20 млн т нефти в год), но без нефти. Теперь же поставки сырья гарантированы. А для Михаила Ходорковского это серьезный шаг на пути к осуществлению планов по закреплению на китайском и монгольском рынках.

Получается, полагает аналитик инвестиционно-банковской группы «НИКойл» Геннадий Красовский, что Ходорковский решил в будущем поставлять в Китай и Монголию не только нефть, но и готовые нефтепродукты (они, понятно, стоят дороже).

Это в свою очередь может означать то, что строительство трубопровода в Китай откладывается на несколько лет, говорит Красовский, так как, во-первых, на это вряд ли у кого сейчас найдутся деньги, а во-вторых, ЮКОСу сейчас будет проблематично найти для экспорта 30 млн т нефти в год, чтобы полностью загрузить «трубу».

Пока компании ЮКОС выгодно транспортировать сырье железной дорогой. По расчетам примерно через десять лет годовая добыча нефти у ЮКОСа возрастет на 20--30 млн т, и к тому времени, полагает Красовский, как раз уже реально будет начать постройку трубопровода.

Для поставок нефти на АНХК, по словам представителя пресс-службы ЮКОСа, компания намерена на 4 млн т -- до 16,5 млн т -- снизить объемы годовой переработки на своих самарских нефтеперерабатывающих заводах. Еще 2 млн т, необходимых для АНХК, будут получены за счет увеличения добычи. Общий годовой объем добычи ЮКОСа ожидается в 2000 году на уровне 50 млн т (рост -- 5 млн т), а в 2001-м -- 53 млн т. Таким образом, настаивает представитель компании, нефть у ЮКОСа есть в достатке, и строительство трубы в Китай, по его мнению, вряд ли будет откладываться именно по этой причине. «В случае чего мы можем снять некоторые объемы с западного экспортного направления», -- заявил он.

Этот тезис выглядит довольно реальным, полагает эксперт нефтегазового агентства «Петролеум Аргус» Михаил Перфилов, так как цены на сырье в Китае не привязаны к цене нефти марки Brent, и не исключено, что они даже выше западных. Плюс к этому не будет возникать никаких трудностей в переговорах по поставкам, так как при плановой экономике КНР заранее прописывается, кто, сколько и по какой цене поставляет. А спрос на сырье в Китае в последнее время растет довольно быстрыми темпами, и если учесть, что все нефтеперерабатывающие мощности расположены в центре и на юге страны, то северная часть Китая весьма заинтересована в поставках нефти.

К тому же, говорит г-н Перфилов, у ЮКОСа сейчас не слишком много конкурентов по завоеванию китайского рынка -- фактически у других российских нефтекомпаний нет лишней нефти в Дальневосточном регионе.

Николай ГОРЕЛОВ