|
|
N°209, 06 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На Каспии почти консенсус по природе
Обошлись без Туркмении
Вчера в Тегеране подписан первый межгосударственный документ по Каспию. Это произошло через десять лет после начала переговоров пяти каспийских стран. Но, во-первых, к существу проблемы, статусу моря, он отношения не имеет, это пока лишь рамочная Конвенция по охране окружающей среды Каспия. А во-вторых, документ подписали только Азербайджан, Иран, Казахстан и Россия. Туркмения хоть и прислала представителя в иранскую столицу, но полномочий подписывать конвенцию ему не предоставила. До последнего момента двухдневных переговоров «туркменская делегация дожидалась санкции президента Туркмении Сапармурата Ниязова на подписание конвенции», сообщил глава российской делегации замминистра природных ресурсов Иван Глумов.
Уже само присутствие туркменских коллег в Тегеране, по мнению г-на Глумова, «является большим прогрессом»: «Главное, что Туркменистан, который ранее сопротивлялся этому процессу (подготовке природоохранной Конвенции. -- Ред.), может подписать этот документ».
Это действительно чрезвычайно важно, поскольку без присоединения Ашхабада к конвенции она не вступит в законную силу. И если туркменская подпись под документом не появится в течение года, то результат многолетней работы каспийских переговорщиков окажется печальным -- конвенции в нынешнем виде не бывать вообще.
Генсек ООН Кофи Аннан уже успел поздравить поименно всю без исключения каспийскую пятерку, «взявшую на себя ответственность за сохранение самого крупного на планете озера, с важным продвижением вперед в регионе». Пока из Ашхабада не поступало известий, принял ли на свой счет эти поздравления Туркменбаши или он уже устранился от этой «ответственности», сославшись в очередной раз на «признанный ООН нейтралитет Туркмении». Подобная дипломатическая коллизия выглядит забавной. Для достойного выхода из нее у Ашхабада есть только один вариант -- срочно найти «техническое» объяснение тегеранского инцидента, чтобы затем присоединиться к конвенции.
В других «каспийских» столицах высоко оценивают значение тегеранской конвенции. Президент Ирана Хатами считает, что государства региона «будут более серьезно относиться к обязательствам по защите окружающей среды». Теперь появляется надежда, что уменьшится количество промышленных отходов, сбрасываемых в Каспий, ведь из-за чудовищной загрязненности воды там уже погибли сотни редких каспийских тюленей и под угрозой находятся около 200 уникальных видов растений и животных. По мнению Ивана Глумова, «конвенция станет трамплином для продвижения вперед в решении других проблем региона, в первую очередь правового статуса Каспия». Уже через месяц в Тегеране состоится очередное, 12-е заседание специальной рабочей группы по этой проблеме на уровне заместителей министров иностранных дел пяти стран.
Аркадий ДУБНОВ