|
|
N°59, 04 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Билялетдинов любуется озером Мичиган
Coach Bill -- уважительно величают Зинэтулу БИЛЯЛЕТДИНОВА за океаном. И второе его пришествие в НХЛ отнюдь не случайно. Поработав в свое время четыре года в «Виннипеге» и «Финиксе», он вернулся на родину. Поднял московское «Динамо» до звания чемпиона России и вновь "сделал ручкой" отечественному хоккею. Ведь НХЛ всегда вбирала в себя все самое лучшее. Кстати, ходят слухи, что Зинэтула Хайдарович вполне может в будущем году возглавить сборную России на олимпийском турнире в Солт-Лейк-Сити.
-- Доброе утро! Не разбудил вас?
-- А сколько времени? Семь утра? Ничего страшного, я уже скоро вставать собирался. Привет! Есть вопросы? Давайте!
-- Ваша супруга говорила мне, что вы вообще-то не хотели уезжать из России. Однако сделали это.
-- Да, откровенно говоря, действительно не хотел. Я все-таки надеялся, что останусь в пределах нашей страны. Но вы же знаете, после отставки в «Динамо» мне пришлось довольно долго сидеть дома без дела. С одной стороны, это, конечно, хорошо -- я отдыхал, восстанавливался, проводил время со своей семьей. Однако сидеть сложа руки -- это не для меня. Надо было работать! Поэтому в конце концов я стал выбирать -- либо Швейцария, либо НХЛ.
-- И предпочли Америку Европе...
-- Могу вам сказать, что решил остаться здесь до конца этого сезона, а там посмотрим.
-- Неужели у нас в России не нашлось ни одного клуба, который сделал бы вам заманчивое предложение?
-- Представьте себе! И здесь я не имею в виду материальную сторону вопроса. Деньги для меня, по большому счету, роли не играют. Просто те предложения особо не заинтересовали. На меня выходили команды, которые не могли решать больших задач. Точнее, их руководители таковых перед ними не ставили.
-- Швейцарский вариант тоже был из разряда подобных?
-- Не скажите. Сезон-то уже шел. Поэтому надо было выбрать то, что хорошо знакомо, чтобы плавно войти в колею. В НХЛ я поработал достаточно, знаю всю эту кухню. А со Швейцарией, кстати, вопрос остается открытым. Мы договорились вернуться к нему по окончании сезона. Они, между прочим, и в прошлом звали меня к себе. Но тогда я предпочел остаться в «Динамо».
-- А из НХЛ на вас вышли давно?
-- Практически сразу после того, как меня освободили от занимаемой должности в родном клубе. Если быть точнее, денька через два-три после отставки. Причем в тот момент я ехал в машине. Позвонил генеральный менеджер «Чикаго Блэк Хоукс» Майк Смит и буквально в нескольких словах обрисовал свое предложение.
-- Кажется, он ваш старинный приятель?
-- Совершенно верно. Мы с ним знакомы уже давно. Много лет назад Майк как-то приглашал меня в тренинг-кэмп, когда работал в «Виннипеге». Потом я там стал работать сам. В общем, история выходит с продолжением.
-- Но вы же не сию минуту дали ему добро?
-- Нет, конечно. Такие вещи с ходу не решаются. Где-то месяц взвешивал все «за» и «против». Контракт мне предложили на три года, но на весь срок я его подписывать не стал. По той самой причине, о которой уже вам сказал, -- летом определюсь окончательно.
-- Из клубов НХЛ только «Чикаго» проявил к вам интерес?
-- Честно? Еще парочка. Но для меня это было не актуально, поскольку мы с Майком к тому времени обо всем договорились. И потом, вы понимаете, я знаю Смита, его требования. К чему бросаться в неизвестность?
-- Условия вашего контракта были оговорены еще в Москве?
-- В определенной степени. Иначе и быть не могло. Разве я бы сорвался за океан по собственной инициативе?
-- Насколько я знаю, вы уехали туда гораздо раньше намеченного срока. И «виной» тому Владислав Третьяк, который тоже собирался в Чикаго и захотел составить вам компанию.
-- Это чистое совпадение. У нас обоих подошло время. Я знал, в какой день вылетает Владик, и мы взяли билеты на один рейс.
-- По всей вероятности, в аэропорту Чикаго вам устроили пышный прием?
-- Не угадали. В клубе были в курсе, что я прибываю с Третьяком. А Владик, который работает с вратарями «Блэк Хоукс», знает город, как свои пять пальцев. Поэтому мы с ним без посторонней помощи добрались куда нужно. До того, правда, не обошлось без приключений. Из-за нелетной погоды нам пришлось задержаться в Нью-Йорке. Так что Старый Новый год мы встречали как бы на полпути к цели. Впрочем, нисколько не жалели об этом. Волею судьбы встретили там знакомых и неплохо посидели вечером в ресторане. А на следующий день без проблем добрались до Чикаго.
-- Где тотчас и получили на руки свой контракт?
-- Естественно. И остался им очень доволен, изучив все самым доскональным образом. Причем там есть специальные пункты, которые гласят, что я волен пересматривать свои решения. Если вдруг мною заинтересуется какая-то другая команда, я запросто могу в нее перейти.
-- Вы, наверное, сожалели о том, что с вами тогда не поехала жена? В принципе это понятно: она нянчила внука, пока ваша дочь сдавала экзамены в институте.
-- Ну, сейчас-то Надя уже со мной. Как и в Москве, она ходит здесь на хоккей. Матчи ей очень нравятся. Это и неудивительно -- даже несведущий в хоккее человек получит от такой игры массу удовольствия.
-- А что вы скажете о хоккее в НХЛ как специалист?
-- Он меняется. Становится еще быстрее. Соответственно, быстрее надо и соображать, как самим игрокам, так и тренерам. В НХЛ появляется много хороших хоккеистов -- в основном за счет Европы. И как следствие, растут и североамериканцы. Мне, например, любопытно было посмотреть, как перестраиваются здешние клубы. Раньше практически все они играли однообразно. А сейчас у каждой команды свой рисунок, своя тактика.
-- Клуб выделил вам жилье?
-- Только на первое время. Потом я сам должен был подыскать себе обитель. Но здесь с этим проблем нет -- хочешь, целый дом снимай, хочешь -- поскромнее. Сейчас вот живем с супругой в двухкомнатной квартире. Но будем, наверное, подыскивать что-то более подходящее. Интересно, что буквально через день после прилета в Чикаго я по просьбе Майка отправился в Норфолк. Поехал туда знакомиться с фарм-клубом. Это было даже на пользу! Вспомнил язык, вошел в колею.
-- Для вас эта командировка не была неожиданностью? Вы прибываете в клуб, а там вдруг заявляют, что вы с вещами должны отправиться в другое место.
-- Все оговаривалось заранее. И я был готов к тому, что мне, возможно, придется в течение сезона мотаться туда-сюда по несколько раз. Ведь я работаю не только с молодыми кадрами «Чикаго», но и непосредственно с его фарм-клубом -- «Норфолк Адмиралс».
-- А что конкретно входит в ваши обязанности?
-- Работа обычная, знакомая. Провожу теоретические и практические занятия с хоккеистами. По сути, в такой же роли я пребывал в «Виннипеге» и «Финиксе». Это как бы дополнительная должность в тренерском штабе клуба.
-- То есть помощник главного? Какой по счету, интересно?
-- Знаете, у меня в московском «Динамо», например, не было никакого разделения. Я никогда не говорил Юрию Очневу с Михаилом Варнаковым: ты, мол, первый, а ты -- второй. Обоих считал равноценными. То же самое и здесь, в НХЛ.
-- И на скамейке запасных во время официальных встреч «Чикаго Блэк Хоукс» стоите рядом с главным?
-- Пока нет. Наблюдаю за играми с трибуны. Видите ли, я приехал сюда в разгар сезона. По-любому я в клубе человек новый. Поэтому и считаю, что это неудобно. А вот в следующем сезоне, если, конечно, останусь здесь, возможно, и буду находиться во время матчей рядом с командой.
-- А какие впечатления вы увозили из Норфолка?
-- В первый раз? Только хорошие. Собственно говоря, плохих-то и не было. Там все время я проводил в основном на катке. А когда освобождался, то гулял на свежем воздухе. Местечко красивое -- рядом океан, много заливов. Можно сказать, городок со всех сторон омывает вода. Норфолк вообще известен тем, что там ремонтируют военные корабли. Да и в Чикаго достопримечательностей хватает. Чего стоит только озеро Мичиган! В общем, настроение у меня неплохое.
-- Наверное, его вам слегка подпортило выступление вашего родного московского «Динамо» -- команда-то так и не вышла в плей-офф.
-- Да, неприятно, конечно, было. Причин тут много. Односложно не ответишь. Но команда в «Динамо» молодая, у нее все впереди. Тем более, как я слышал, ее собираются укреплять в преддверии будущего сезона. Думаю, все будет нормально.
-- Укрепляется и наша сборная, по крайней мере, на Олимпиаду в Солт-Лейк-Сити. Федерация хоккея России не так давно объявила фамилии восьми игроков НХЛ, которые точно войдут в состав национальной команды. Это Буре, Твердовский, Гончар, Яшин, Ковалев, Каспарайтис, Юшкевич, Хабибуллин.
-- Ну, к сборной я непосредственного отношения не имею. Поэтому комментировать выбор ФХР не стану. Не этично. Но в принципе мог бы назвать еще Лешу Жамнова, Сашу Хаванова и Виталия Вишневского. Этих троих я видел в деле, поэтому отвечаю за свои слова.
Беседовал Илья ЕЛИСЕЕВ