|
|
N°208, 05 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"У нас есть план продолжения реформ"
Выдержки из интервью Владимира Путина итальянским журналистам
О ЮКОСе
В России ничего экстраординарного не произойдет, и нет оснований думать о появлении в политике России авторитарных моментов.
У нас ситуация, может быть, даже сложнее, чем в других странах с устойчивой рыночной экономикой. Разница заключается в том, что людей с таким состоянием пока еще никогда не привлекали к уголовной ответственности -- в отличие от других стран.
...В ходе приватизации, когда делили национальное достояние на энное количество частей, те, кто это делал, между собой договорились жить по определенным правилам -- "по понятиям". Им всем нужно учиться жить по закону.
...Вот сейчас один из фигурантов по делу пришел в прокуратуру и говорит: "Ну ладно, я раньше не заплатил (налоги), давайте сейчас заплачу и забудем это дело". Так не бывает. Все должны раз и навсегда для себя понять: надо исполнять закон всегда, а не только тогда, когда схватили за одно место.
Но я считаю, что в этой части наш разговор нельзя признать корректным, потому что у нас в стране, так же как и в любом другом демократическом государстве существует презумпция невиновности. И человек может быть признан виновным только по приговору суда. А до этого момента он считается невиновным.
То, что я сейчас вам излагал, -- это точка зрения Генеральной прокуратуры, а у подозреваемых и их адвокатов есть своя точка зрения. И они считают, что они невиновны. Окончательное решение может принять только суд. Высказывать до этого какую-то точку зрения, особенно мне, как главе государства, абсолютно некорректно, это может повлиять на решение суда в ту или в другую сторону. И то и другое плохо.
Что касается деятельности правоохранительных органов, то они до тех пор действуют правильно, пока не выходят за рамки закона, но при этом, конечно, должны сопоставлять все свои шаги с реальными последствиями в политической сфере, в экономической. Но, повторяю, претензий к ним предъявить невозможно до тех пор, пока они действуют в рамках закона. И это неправильно - предъявлять к ним эти претензии, у них обязанность, это их долг реагировать на нарушения законодательства.
...Те обвинения, которые прокуратура выдвигает против руководителей компании, должны быть в публичном процессе доказаны прокуратурой в суде. И только после этого можно будет говорить о виновности либо невиновности тех людей, к которым претензии сегодня предъявляются.
О кадровых перестановках
...Что касается кадровых решений, то рано или поздно это все равно должно было произойти. Та ситуация, которую мы обсуждаем, как бы явилась катализатором решения этих вопросов. Прежний руководитель администрации президента (он работал еще при первом президенте России, при Борисе Николаевиче Ельцине) -- хороший управленец и очень порядочный человек. Но еще четыре года назад я представил ему человека, который должен будет сменить его на этом посту. Он это знал и, по сути дела, сам его готовил для своей замены. Люди, которые назначены, мне хорошо известны, люди либеральных, демократических убеждений, ориентированные на развитие демократии и рыночной экономики в России. У нас есть целый план продолжения реформ на следующий год и последующие годы, и мы будем его последовательно осуществлять.
О собственности
...Поскольку тенденции в обществе есть -- пересмотреть итоги приватизации, есть желание у любого административного органа, в том числе и у правоохранительных органов, как у нас говорят, "натянуть на себя" это административное одеяло, -- то за этим, конечно, нужно внимательно смотреть и не допускать этого негативного развития событий.
...Конечно, я понимаю, возникают, а кем-то специально подогреваются мысли о том, что все, что происходит, может привести, допустим, к деприватизации. И действительно, сам процесс приватизации можно оценить достаточно критически, много было нарушений в ходе приватизации. И поэтому у нас постоянно будируется разными силами вопрос о том, что целесообразно пересмотреть итоги приватизации.
...Мы хотим строить социальное рыночное хозяйство. Это значит, что мы признаем, что частная собственность, рыночная экономика является гораздо более эффективной, единственно возможной -- по сравнению с административной экономикой, плановой экономикой. Это значит, что частный собственник ведет более эффективно хозяйство, но государство создает экономически эффективную и социально обоснованную налоговую систему и получает в доход больше ресурсов для решения социальных задач.
...Значит, во-первых, мы должны создать эту экономически обоснованную, эффективную и социально ориентированную налоговую систему, а во-вторых, все должны платить деньги, платить налоги и не уклоняться от уплаты.
...Я категорический противник пересмотра результатов приватизации, даже если исходить из того, что эти результаты не являются идеальными, потому что, по моему глубокому убеждению, это приведет к серьезным негативным последствиям для экономики и, соответственно, как последствие, для социальной сферы. Поэтому никакой деприватизации и пересмотра итогов приватизации не будет.
...Но что я могу вам сказать точно, мы будем укреплять институт собственности, будем разрабатывать систему защиты интересов прав собственников и инвесторов, мы будем продолжать дальше рыночные реформы и укреплять демократические институты -- партии, выборную систему и так далее, и тому подобное. Все это вместе, в совокупности с реальным настроем государства на борьбу с коррупцией и преступностью, уверен, в конечном итоге создаст нормальную, благоприятную инвестиционную обстановку. Наши партнеры поймут, что они имеют дело с надежным партнером.
О свободе слова
Я считаю, что для того, чтобы средства массовой информации были свободными, а это обязательный элемент демократического общества, они должны быть свободны экономически.
Они не должны зависеть от денежных мешков и бизнеса, которые рассматривают средства массовой информации исключительно как средство для решения своих групповых интересов. В этом смысле у нас еще не создано полностью таких условий. Во всяком случае для всех. Кому-то удалось найти себя в современной экономической ситуации и быть самодостаточным, эффективным экономически и не зависимым ни от кого. И это хорошие, настоящие первые ростки независимой прессы будущей России.
Кто-то еще зависим от местных, региональных властей, кто-то, может быть, от федеральных, кто-то зависит от каких-то бизнес-сообществ, конкретных больших фирм и спонсоров. Но что я могу точно вам сказать, что для всех них гарантировано главное -- свобода слова. Это непреложный факт, это то, чем мы сегодня дорожим, и то, что, безусловно, будем защищать.
О Чечне
Думаю, что мы проявили и волю в борьбе с терроризмом, и добрую волю в нашей готовности работать со всеми политическими силами в Чечне, кроме самих террористов, разумеется. И несмотря на все сложности, я все-таки думаю, что перспективы у нас неплохие.
...Мы поставили перед собой цель -- помочь Чечне избрать своего президента. И конечно, деструктивные силы, террористы, пытались всячески сорвать этот процесс. Естественный путь к срыву этого процесса для бандитов и террористов только один -- совершение новых преступлений и террористических актов с целью побудить наши вооруженные силы, побудить правоохранительные органы к ответным действиям, от которых могло бы пострадать мирное население, которое бы отвернулось от этого процесса и не пришло бы на выборы президента республики. С этой целью было совершено и известное кровавое преступление в Москве, связанное с захватом заложников в Театральном центре на Дубровке.
Как вы знаете, мы не поддались на эти провокации, мы не наносим никаких превентивных ударов, не бьем ракетами по площадям, не совершаем ответных действий массового характера и, напротив, все больше и больше привлекаем к работе против бандитов и террористов местные органы правопорядка, которые там созданы и все более и более успешно функционируют. Сегодня в Чечне работает министерство внутренних дел, прокуратура, адвокатура, нотариат, все органы власти и управления. Мы работаем практически со всеми политическими силами.
...В ходе подготовки к президентским выборам мы активно работали и с депутатами парламента, который мы юридически не признавали, но который, как известно, несколько лет назад был в Чечне избран. И вот этот парламент, который мы, как я сказал, юридически не признавали, в соответствии со своими процедурами принял решение об импичменте гражданина Масхадова.
...Мы будем способствовать тому, чтобы все политические силы принимали участие в следующем этапе нашей работы по урегулированию в Чечне -- по выборам в парламент и по подготовке и принятию договора о разделении полномочий между федеральным центром и Чеченской Республикой на основе широкой автономии для Чечни. Всем политическим силам, в том числе и депутатам бывшего парламента, будут созданы условия для участия в политическом процессе, и они тоже могут быть избраны в парламент, здесь нет никаких ограничений.
...Мы рассчитываем таким образом расширить базу политической поддержки того процесса, который в республике происходит. Конечно, мы объективно оцениваем ситуацию и понимаем, что у нас еще много будет проблем, которые мы должны будем решать. Будут, конечно, люди, которые будут стремиться дестабилизировать ситуацию. Они есть и на территории Чечни, они обосновались и за границей, получают оттуда значительное финансирование и будут эти деньги отрабатывать, мы это прекрасно понимаем. И мы готовы к тому, чтобы решать и эти проблемы тоже.
Про Ирак
Россия не заинтересована в том, чтобы консервировать этот процесс и ситуацию в Ираке. Наоборот, мы заинтересованы в том, чтобы проблема решалась, и решалась быстро. Именно поэтому мы поддержали последнюю Резолюцию Совета Безопасности ООН по Ираку.
Наша позиция заключается в том, что это шаг в правильном направлении, но он пока не является достаточным. Для того чтобы добиться окончательного единства международного сообщества по иракскому урегулированию, необходимо сделать и дальнейшие шаги, направленные на то, чтобы Организация Объединенных Наций имела больше возможностей напрямую регулировать политическую ситуацию в этой стране. И до тех пор, пока этого не произойдет, многие страны будут видеть для себя определенные ограничения в активном участии в восстановлении Ирака.
...Мы готовы сегодня к тому, чтобы работать в Ираке экономически. Мы готовы предоставить своих специалистов, которые годами работали в Ираке, к которым очень хорошее отношение в Ираке, которых рассматривают в Ираке как друзей. Мы знаем экономику Ирака изнутри, знаем технику, еще поставленную в советское время. Это, конечно, не новейшие технологии, но это то, что могло бы сегодня реально возродить Ирак к жизни.
...Ну и потом, вы же знаете, мы были категорически против решения иракской проблемы военными средствами, мы были против начала военных действий. Было бы с нашей стороны непоследовательно и глупо сейчас заявлять о том, что мы в данной ситуации готовы направлять туда свои войска. Но мы хотим, чтобы проблема решалась, решалась как можно быстрее, эффективнее, в интересах иракского народа, и будем действовать солидарно со всеми участниками международного сообщества.
О возможности нанесения превентивного военного удара
Что касается улучшения качественных и количественных показателей наших сил ядерного сдерживания, мы будем это делать вне зависимости от того, что делает НАТО. НАТО здесь вообще ни при чем. Все ядерные державы улучшают свой ядерный потенциал, и Россия будет делать то же самое. Но наша ядерная политика, в отличие, скажем, от политики Советского Союза, не направлена против кого-то, она направлена только на укрепление нашей безопасности. Россия выступает за строгое соблюдение всех режимов нераспространения ядерного оружия и ракетных технологий.
Мы сами придерживаемся этих правил и надеемся, что так же будут поступать и другие. Поскольку мы вместе с Соединенными Штатами являемся крупнейшей ядерной державой, то, естественно, на нас лежит и особая ответственность за это. И в этом смысле Соединенные Штаты для нас естественный стратегический партнер. У нас есть план совместной работы, есть взаимопонимание по этому вопросу, мы в постоянном контакте, в том числе по самым чувствительным темам сегодняшнего дня, скажем по системам противоракетной обороны. Мы чувствуем, что мы можем работать вместе. Мы намерены работать и готовы к такой совместной работе.
Что касается возможного применения силы в международных делах, то мы считаем, что это крайнее средство, мы противники применения силы в международных делах. Современное международное право установило четкие критерии возможности применения силы. Сила может быть применена исключительно по решению Совета Безопасности ООН.
...Но если в международной практике, в практике международной жизни будет утверждаться принцип превентивного применения силы, то Россия оставляет за собой право действовать аналогичным образом для защиты своих национальных интересов.
|