|
|
N°208, 05 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия нашла способ не платить Украине
В кубанской прессе появились сообщения о возможной реанимации старого судоходного пути из Черного моря в Азовское и обратно: речь идет о так называемом 51-м фарватере. Благодаря этому пути россияне смогут не платить украинцам за проход российских судов по Керченскому проливу. Но для этого надо достроить ту самую дамбу, которая соединит российский Таманский полуостров с Тузлой.
Фарватер проходит в водах Керченского пролива близ острова (или оконечности косы) Тузла. Сейчас суда из Черного моря в Азовское и обратно идут через Керченский пролив по украинскому Керчь-Еникальскому каналу. С каждого судна украинская сторона взимает за проход 2 тыс. долл., а ежесуточно через пролив проходит от 25 до 30 судов, в основном российских теплоходов. За год судоходные компании России выплачивают Украине от 15 до 20 млн долларов.
Кроме действующего Керчь-Еникальского канала Черное и Азовское моря соединяют еще два пути -- так называемые 51-й и 52-й фарватеры. Они находятся ближе к российской стороне, как раз у Тузлы. То есть если строящаяся дамба все-таки дойдет до острова и коса Тузла будет восстановлена, то граница между Россией и Украиной пройдет не там, где сейчас проводит ее украинская сторона, а несколько западнее. И тогда старые фарватеры точно окажутся в водах России.
По видимости, когда начиналась отсыпка известной дамбы, имелась в виду не только защита таманских берегов от размыва, но и, в перспективе, прокладка своего судоходного канала. Судя по публикации в газете «7 дней Кубани», морская администрация порта Темрюк разрабатывала план возрождения 51-го фарватера уже в конце 90-х годов.
Сейчас 51-й и 52-й фарватеры непроходимы даже для высоко сидящих судов, потому что давно не очищались. Чтобы превратить 51-й фарватер в глубоководный канал, из него надо вынуть примерно 9 млн куб. метров грунта. Это можно сделать за три года, и обойдется это всего в 15 млн долл. Если суда пойдут не по «украинскому», а по новому «российскому» пути, затраты окупятся максимум за год. На Кубани уже говорят, что за проход надо будет брать дешевле, чем на Украине, чтобы корабли шли по российской стороне и «показывали издали соседям кукиш».
Игорь ГЛАНИН, Краснодарский край