|
|
N°208, 05 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Газпром» проигрывает в «коротких» продажах
«Нефтегаз Украины» пришел в Польшу через Будапешт
Одними из самых неудобных переговорщиков для «Газпрома» всегда и вполне заслуженно считались Польша с Украиной. Сначала Варшава добилась от российской компании практически невозможного -- внесения изменений в долгосрочный договор, снизив на треть объем поставок в ближайшие 18 лет до 160 млрд кубометров, т.е. в среднем по 9 млрд кубометров в год. Теперь польская госкомпания PGNiG договорилась с Украиной о закупках 2 млрд кубометров газа в наступивший осенне-зимний период в связи появившимся дефицитом. Как стало известно газете «Время новостей», переговоры о краткосрочных поставках газа в Польшу в конце лета велись с «Газпромом», однако стороны не сошлись в цене. В итоге получилось, что российский концерн не смог отстоять свой долгосрочный контракт, а в довершение проиграл конкуренцию за краткосрочные поставки.
Формально контракт был заключен с зарегистрированной в Венгрии компанией Eural Trans Gas, которая является оператором транзита туркменского газа на Украину. Фактически же эта фирма контролируется руководством НАК «Нефтегаз Украины» и близкими к нему правительственными чиновниками. Газ в объеме 12--13 млрд кубометров она получает от той же НАК в качестве оплаты услуг за транзит. Большая его часть продается украинским потребителям, а прибыль выводится из страны. Венгрия в качестве места регистрации была избрана в качестве неофициального «офшора» в центре Европы -- ставка налога на прибыль составляет там до 2005 года лишь 3%. Возможность экспортировать газ означала бы значительную дополнительную прибыль, поэтому при первой же возможности соответствующий контракт был заключен. И продавцом газа выступил не НАК «Нефтегаз Украины», а Eural TG.
Официально в «Газпроме» говорят, что сделка была согласована с ними. Правда, изначально речь шла о том, что газ в Польшу продаст сама НАК в рамках экспортной квоты (по транзитному протоколу России и Украины Киев может продать в 2003 году за пределы страны 6 млрд кубометров газа). Выяснить, распространяется ли эта договоренность на сделки венгерской компании, не удалось.
Зампред правления «Газпрома» Юрий Комаров говорит, что Польша познала плоды частичного отказа от долгосрочных поставок. «Долгосрочным контрактам сложно конкурировать со спотовым бизнесом, с краткосрочными продажами, -- рассказывал г-н Комаров представителям Еврокомиссии пару недель назад. -- На рынке всегда могут возникать определенные излишки газа, которые на спотовом рынке будут продаваться на более выгодных условиях. Но это уже дело потребителя, что он предпочтет -- долгосрочную предсказуемую надежность либо краткосрочный бизнес в объемах и по ценам, предлагаемым рынком в определенный момент». По его словам, уже появились негативные примеры отказа от долгосрочных поставок: "Так, Польша отказалась от некоторых объемов газа по долгосрочной договоренности и столкнулась с проблемой поставок в зимний период 2003/04 года. Сегодня Польша ищет источник дополнительных поставок газа на этот сезон, и, скорее всего, новые объемы газа будут для нее дороже, чем были бы долгосрочные российские поставки».
Источник в «Газпроме» рассказал газете «Время новостей», что польская сторона в начале осени вела переговоры с концерном о дополнительных краткосрочных поставках. «Газпром» предлагал газ со значительной премией к цене долгосрочных контрактов, и сделка не состоялась. Украина через венгерскую компанию согласилась на более выгодные для Польши условия, поскольку экспортные продажи в любом случае оказываются более доходными, чем внутренние.
Говорить о потере рынка «Газпромом» в связи с украинско-польской сделкой не совсем правомерно, поскольку непосредственно потеря произошла еще тогда, когда был изменен долгосрочный контракт с Польшей. Сделка же скорее пример слабости российского монополиста в спотовых продажах, которые будут неизбежно расти в Европе. В связи с этим сторонники пессимистических взглядов на перспективы «Газпрома» в условиях либерализации европейского рынка получили еще один козырь.
Алексей ГРИВАЧ