|
|
N°59, 04 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Депутатов лишают последнего
Президент велел прекратить бюджетную торговлю
Владимир Путин работает с опережением графика. Вчера, помимо общего послания Федеральному собранию, президент огласил еще и специализированное -- бюджетное. Обычно этот документ выходит в свет лишь в середине лета, причем в письменном, а не устном виде.
Возможно, к лету конспективно изложенная, но от этого не менее революционная бюджетная мысль президента обрастет необходимыми деталями. Например, поправками в законы, необходимыми, чтобы бюджетный процесс пошел по новому, улучшенному руслу. Но предусмотрительный г-н Путин за месяц до того, как в Минфине сядут верстать бюджет-2002, сообщил, каким бы он хотел его видеть. По мнению президента, бюджет должен быть разделен на две части: для финансирования государственных обязательств и резервную. Во вторую часть должны направляться доходы, получаемые от благоприятной экономической конъюнктуры, что позволит "формировать резерв для стабильного развития в менее благоприятные годы, а также для решения масштабных стратегических задач». По убеждению президента, «такое разделение бюджета позволит предотвратить проедание дополнительных доходов».
Кроме радикального изменения структуры бюджета, г-н Путин предложил поменять и порядок его принятия Думой. Он считает бюджетный торг вредным и неуместным, и для прекращения этой порочной практики Думе нужно оставить возможность «либо принять, либо отклонить предложение правительства, но не изменять параметры». Что касается второй части, то тут, полагает президент, можно обсуждать поправки и замечания.
Идею разделения бюджета на две части -- «текущую и капитальную» -- впервые озвучил еще в сентябре прошлого года экономический советник президента Андрей Илларионов. В феврале этого года, столкнувшись с несговорчивостью депутатов при корректировке бюджета-2001, о двухзвенном бюджете заговорили и представители кабинета. Разделение бюджета правительство, как ранее г-н Илларионов, мотивировало прежде всего необходимостью накопления денег на внешние выплаты.
Охлаждение отношений между Россией и международными финансовыми организациями не располагает к оптимизму в части реструктуризации долгов. Объем выплат по внешним долгам возрастает год от года, и в 2003-м, последнем годе перед президентскими выборами, кредиторам придется отдать 17 млрд долларов. Этих аргументов, очевидно, оказалось более чем достаточно, чтобы убедить г-на Путина в необходимости срочного и кардинального пересмотра структуры бюджета и бюджетного процесса.
Хотя очевидно, что такая перекройка бюджета носит вынужденный характер (увы, г-н Путин, которому Запад не хочет давать денег, должен расплачиваться за то, что к гг. Горбачеву и Ельцину Запад был излишне щедр), она позволяет реализовать сокровенную мечту любого кабинета -- минимизировать роль народных избранников в бюджетном процессе. Лишение депутатов права изменять основные параметры текущей части бюджета означает автоматическое утверждение правительственного проекта.
Разрешение же давать замечания ко второй, резервной части бюджета, которая будет формироваться из гипотетических допдоходов, столь же ценно, как право советовать, каким образом лучше всего кроить шкуру неубитого медведя. Если Думу урежут в ее гарантированном Конституцией и детально прописанном в Бюджетном кодексе праве торговаться по бюджету (а это, пожалуй, единственное реальное право Думы), то она окончательно превратится в декорацию, наподобие парламентов советской эпохи, громоздкую и дорогостоящую. Впрочем, это было бы логическим завершением работы Кремля по превращению парламента в придаток государственной машины, бессмысленный, зато безвредный.
Парламентарии отнеслись к путинским предложениям осторожно. Глава бюджетного комитета Александр Жуков, заметив, что надо ознакомиться с деталями, согласился с тем, что депутаты должны либо принимать бюджетный проект правительства, либо ставить вопрос о его отставке. Разделение бюджета, по его мнению, фактически уже произошло. Это замечание во многом справедливо. По итогам 2000 года бюджет был перевыполнен на треть. И Дума лишь одобрила задним числом то, как правительство потратило эти дополнительные 300 млрд рублей.
Пессимистический тон г-на Жукова, возможно, связан с его осведомленностью. Бюджетная революция, похоже, -- дело решенное. Министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин уже вчера заявил, что нужно будет менять Бюджетный кодекс и еще ряд законов. Не исключено, что эти поправки будут предложены депутатам еще до внесения в Думу нового бюджета. Предоставление правительству права самому решать, как лучше тратить деньги (в частности, сколько загнать в резерв, а сколько -- на расходы), отвечает логике текущего политического процесса. Хотя и противоречит логике эволюции российского бюджетного процесса последнего десятилетия в сторону большей открытости, прозрачности и подконтрольности.
Светлана ЛОЛАЕВА