|
|
N°59, 04 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Цикл закончен
Владимир Путин: «Революций не будет»
Владимир Путин послал вчера свое второе послание Федеральному Собранию. Послание удалось. Депутаты Госдумы вышли из Мраморного зала БКД озадаченными по полной программе, а новоиспеченные члены Совета Федерации -- и вовсе очарованными. Нынешнее послание, как и предыдущее, отличалось от ельцинских прежде всего тем, что не состояло из Речи и Документа, а являло собой пятидесятиминутное устное выступление президента. Испытание, скажем прямо, для многих членов СФ непосильное. Впрочем, согласно беспощадной телетрансляции, спали единицы, десятки же -- боролись со сном. И немудрено. Как и предсказывалось, в послании не оказалось ничего такого, что могло бы заставить бодрствовать большинство народных избранников. Не потому, что президент говорил неинтересно или о неинтересном. Отнюдь. Владимир Путин говорил о вещах, настолько нормальных и очевидных, что даже для типичного представителя депутатского корпуса они были понятны.
Политическая часть послания оказалась скромной, если не считать вполне экстравагантного -- настоятельно и в последний момент лично вписанного Путиным В.В. -- как обычно, пугающего куска про Чечню вместе с федеральной минутой молчания. Перечень достижений российских властей в политической сфере оказался довольно скромным -- предотвращение «расползания» РФ да введение института полпредов, якобы объединившего центр с субъектами федерации.
Перечень экономических побед и свершений случился еще скромней. Хотя доподлинно известно, что Путин в ходе подготовки текста послания совершенно не хотел критиковать сделанное правительством, а, наоборот, намеревался сосредоточиться на отчете о его впечатляющих успехах, в жизни все получилось гораздо правдивее. Президент таки признал, что экономический рост в последнее время затормозился, а такие неблагоприятные тенденции, как отток капиталов и эксплуатация природных ресурсов, укрепились.
Впрочем, вопреки ожиданиям недоброжелателей, Путин не только не подверг особым поношениям российское правительство, но и защитил его окончательно и бесповоротно, заявив курс на «оправданность административных реформ». Во всяком случае присутствовавшие при оглашении послания министры действующего кабинета были совершенно довольны. Особенно Алексей Кудрин, который по окончании мероприятия вовсю комментировал текст президентских слов, тогда как на самом деле, по мнению многих, именно глава Минфина должен был бы быть уволен из правительства первым -- за административную недееспособность. Путин же, напротив, похвалил кудринскую «жесткую» политику Белого дома по отношению к МВФ и западным деньгам с такой убежденностью, как если бы он действительно верил в беспомощный белодомовский пиар на этот счет. Что лишний раз подтверждает глубокую приверженность президента либеральным экономическим ценностям, которая граничит с личной пристрастностью так же тесно, как радикальное неприятие внешних заимствований путинским советником Андреем Илларионовым граничит с убеждениями российских коммунистов.
В целом основная -- экономическая -- часть ежегодного послания президента получилась в высшей степени разумной и либеральной. Дело теперь лишь за претворением идей в жизнь. Что прекрасно понимает и сам президент, который завершил свое послание городу и миру словами: «2000 год наглядно показал, что мы можем работать вместе. Теперь нам всем надо учиться работать эффективно».
Единственным недостатком послания можно считать то, что оно как будто было написано для другого президента, Непутина, про воззрения которого на широкий перечень внутри- и внешнеполитических проблем россиянам не было бы известно ничего. Путин между тем вполне говорящий и артикулированный, а потому послание было необоснованно перегружено общими местами и банальностями. Как книга писателя, который не уверен, что напишет еще одну, а потому пишет обо всем, что когда бы то ни было обдумывал.
Главное же, что можно вынести из вчерашнего слета российского политического бомонда, который самым дисциплинированным образом явился в Большой Кремлевский дворец, чтобы выслушать президента, -- это сам президент. Эклектичный и противоречивый, тянущийся к хорошему и отягощенный устаревшими критериями. Ратующий за права граждан нечеченской национальности и понимающий, что капитал нельзя удержать в географических границах насильно. Осуждающий коррумпированное чиновничество и неспособный сделать ставку на кого бы то ни было вне чиновничьего клана. Упорный и непоследовательный. Последовательный и неупорный. Продукт системы, заявляющий о том, что систему неплохо бы реформировать.
Самое главное о себе Владимир Путин, кажется, сказал в последних, самых нескучных абзацах послания: «Цикл закончен. Не будет ни революций, ни контрреволюций... Давно пора учиться жить в нормальной человеческой логике, давно пора осознать, что предстоит длительная и трудная работа... Наши главные проблемы слишком глубоки, и они требуют не политики наскока, а квалифицированного ежедневного труда. От нашей воли, от нашей квалификации и выдержки зависит долгосрочный успех страны. Меры переходного характера исчерпаны». То есть он понимает.
Из ежегодного послания президента России
О политике
Период расползания государственности -- позади. Дезинтеграция государства, о которой говорилось в предыдущем послании, остановлена.
О судействе
Ключевой вопрос любой власти - это доверие граждан государству. Степень этого доверия напрямую определяется тем, как оно защищает своих граждан от произвола рэкетиров, бандитов и взяточников. Однако, ни орган законодательной и исполнительной власти, ни суд, ни правоохранительные структуры здесь еще не дорабатывают.
Арбитражная практика также наталкивается на противоречивую и невнятную законодательную базу. Ведомственное нормотворчество является одним из главных тормозов в развитии предпринимательства.
Суд так и не стал "ни скорым, ни правым, ни справедливым"... Наряду с "теневой экономикой" у нас уже формируется и своего рода "теневая юстиция"... Граждане... подчас убеждаются, что незаконным путем имеют шанс добиться по сути часто справедливого решения. Это подрывает доверие к государству.
О власти и правительстве
Думаю, что правительство способно контролировать свои действия, но должно будет доказать, что оно способно это делать без всякого контроля со стороны международных финансовых организаций, но в рамках той программы, которая подготовлена.
Отсутствие политических потрясений для многих, привыкших к постоянным кризисам, стало основанием для прогнозов о структурных и кадровых изменениях.
Я хочу сказать определенно: мы не боимся и не должны бояться перемен. Но любые перемены -- политические и административные -- должны быть оправданы обстоятельствами. Конечно, общественные ожидания и опасения появляются не на пустом месте. Они основаны на известной логике: за революцией обычно следует контрреволюция, за реформами -- контрреформы, а потом и поиски виновных в революционных издержках и наказание. Тем более что собственный исторический опыт России богат такими примерами.
Но, мне кажется, пора твердо сказать: этот цикл закончен. Не будет ни революций, ни контрреволюций!
Об экономике
У нас сохраняются серьезные риски -- и экономические, и социальные... Мы находимся в полосе лишь относительной экономической стабильности.
В стране по-прежнему сохраняется неблагоприятный деловой климат, отток капиталов превышает 20 миллиардов долларов в год.
Убежден: если мы создадим в стране приемлемый деловой климат, то капитал перестанет из нее "убегать"... Нет смысла цепляться за неработающие ограничения в валютной сфере.
О главном
Законов принято даже слишком много. Многие из них дублируют друг друга, но в целом ряде случаев так и не решают поставленных задач, поскольку приняты под давлением узких -- групповых или ведомственных -- интересов.
Не случайно и то, что энтузиазм -- как в правительстве, так и в Федеральном Собрании -- наблюдается только при дележе бюджетных доходов и ослабевает при принятии решений, способствующих их формированию.
Образовался своего рода консенсус. Очень многих устраивает нынешняя точка "равновесия", а скорее -- бездействия, когда одни приспособились к получению финансовых доходов, а другие -- политических дивидендов от сложившейся ситуации. Этот консенсус многие путают со стабильностью.
Дело в самой системе работы и законодательных, и исполнительных органов. Сейчас она устроена так, что тормозит, а во многих случаях просто останавливает преобразования. Система защищает свои права на получение так называемой "статусной" ренты. Говоря прямо -- взяток и отступных. Такой способ существования власти представляет угрозу для общества и для государства.
Суть многих наших проблем -- в застарелом недоверии к государству, неоднократно обманывавшему граждан.
Татьяна МАЛКИНА