|
|
N°208, 05 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на выстрел
Россия собирается отсудить автомат Калашникова
Главной темой вчерашнего заседания Комиссии по военно-техническому сотрудничеству (ВТС) стала защита интеллектуальной собственности России в деликатной сфере торговли оружием. Участвовавший в заседании Владимир Путин посчитал необходимым сформировать единую стратегию, которая обеспечила бы четкое правовое регулирование экспорта отечественных военных технологий и поставок продукции военного же назначения.
Дело в том, что разработки российских ученых часто становятся основой для производства высокоприбыльной продукции, которая нам же и составляет конкуренцию на рынке третьих стран. «Генералы» от оборонки давно выражали беспокойство по поводу упущенной выгоды. По некоторым оценкам, если бы была защищена интеллектуальная собственность, средства, получаемые сегодня Россией от продажи продукции военного назначения, могли быть удвоены. О масштабе сумм можно судить по свежим данным, приведенным вчера президентом: только за первые семь месяцев этого года российской военной продукции за рубеж поставлено более чем на 3 млрд долларов.
Самым ярким примером умыкания российских технологий может служить автомат Калашникова различных модификаций. Его пиратским способом производят более полутора десятков стран. Китай, например, штампует «калаши» с середины 50-х и продает в Африку. На одной из выставок российские торговцы оружием столкнулись с китайским зенитным ракетным комплексом, полностью повторяющим наш знаменитый С-300. В советское время такого рода технологии передавались братьям по оружию без каких-либо юридических формальностей, по указанию ЦК. Этим сегодня охотно пользуются, например, Польша (вертолет Ми-2, названный «Соколом», ПЗРК «Стрела», танк ПТ-90), Румыния (танк Т-55), Болгария (выстрел к РПГ-7, ПЗРК «Стрела», РЛС для противовоздушной обороны), Югославия (танк М-84 -- аналог Т-72), Пакистан (выстрел к РПГ-7). А российское стрелковое оружие изготовляет без каких-либо лицензий множество стран.
Поэтому Владимир Путин и предложил членам Комиссии по ВТС обсудить проблему защиты прав на отечественные военные технологии, переданные иностранным государствам. Однако вернуть утраченное сегодня вряд ли возможно, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Максим Пядушкин. Во-первых, невозможно доказать, что выпускаемое пиратским способом оружие -- копия советского или российского. Да и сам автомат Калашникова сегодня запатентовать нельзя, поскольку его внешний вид считается общемировым достоянием, как бродячий сюжет в литературе. У «калаша» можно запатентовать разве что отдельные узлы. Но и здесь стоит заменить, образно выражаясь, гайку, как получите новое изделие. И возразить будет нечем, поскольку существующее международное законодательство такие «финты» не предусматривает. Более чем десятилетний безрезультатный спор с болгарами по поводу стрелкового оружия это доказывает.
Скорее всего, считает г-н Пядушкин, президент поставил задачу не допустить подобного впредь. В грядущих договорах должно быть четко прописано, на каких условиях и на какой срок выдается лицензия. Однако, по словам Владимира Путина, значительная часть работы по инвентаризации переданных лицензий и переоформлению прав уже выполнена. На заседании Комиссии по ВТС он слегка подстегнул Комитет по военно-техническому сотрудничеству, Минюст и МИД «в части договорно-правового оформление и защиты интеллектуальной собственности». Правда, президент не пояснил, каким образом идет процесс «переоформления прав». Тем не менее ясно, что это не просто слова, -- уж слишком крупные суммы поставлены на кон.
Николай ПОРОСКОВ