|
|
N°207, 04 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политологи об уходе Ходорковского
Глеб ПАВЛОВСКИЙ, президент Фонда эффективной политики:
-- Я знаю только сообщение прессы об отставке Ходорковского. Сам Ходорковский сейчас находится в камере, а к заявлениям человека, который находится под арестом и под давлением, надо относиться с осторожностью. Это уж такое общечеловеческое правило -- заявления, которые люди делают в тюрьме, трудно рассматривать как полностью аутентичные. Если человека посадили в тюрьму, а потом появляется заявление, то непонятно, человек писал его свободно или ему в этот момент выламывали палец. Тем более в России есть широко известный опыт совершенно свободных заявлений, в которых люди признавались, что они враги народа, шпионы, вредители, подписывались под этим. Пока это заявление Ходорковского не будет подтверждено независимыми свидетелями, вопрос о его аутентичности остается открытым. Пока есть только неизвестно откуда взявшийся текст.
Если это заявление писал он, то мотивы там изложены ясно, собственно, и добавить-то к этому нечего. Заявление можно понять именно как попытку вывести из-под удара компанию. Если бы в связи с этим была изменена мера пресечения, то это означало бы, что такова и была цель ареста, то есть это бы подтвердило версию о том, что имело место банальное вымогательство. Я понимаю, что отставка Ходорковского -- хороший знак для биржи и акционеров ЮКОСа, но вот для российской политики это знак очень опасный. Это значит, что в России можно управлять кадровой политикой, помещая собственника в тюрьму.
Михаил ВИНОГРАДОВ, руководитель экспертно-аналитического отдела Центра коммуникативных технологий «PRОПАГАНДА»:
-- Отставка Михаила Ходорковского имеет под собой две причины. Первая причина -- попытка вывести из-под удара компанию ЮКОС, обозначить, что уголовное преследование самого Ходорковского не должно касаться ситуации в компании. Вторая причина -- попытка подчеркнуть свой статус человека, преследуемого по политическим мотивам. Чем больше будут о нем говорить как о главе фонда «Открытая Россия», занимающегося политическими и общественными проектами, тем больше западное общественное мнение получит поводов говорить о политической составляющей кампании против Ходорковского. Я не думаю, что его отставка серьезно повлияет на развитие конфликта в ближайшее время.
Нет признаков того, чтобы ситуация вокруг самого Ходорковского до 30 декабря как-то сильно изменилась, пока нет признаков того, что идет с ним какой-то торг в стенах «Матросской тишины», хотя информации, естественно, оттуда поступает очень мало. Выпустят ли Ходорковского после его «отказа» от компании? Существует несколько объяснений причин ареста Ходорковского, среди экспертов более популярна версия о личной составляющей, то есть что он был арестован скорее как политический деятель, нежели как глава ЮКОСа. Хотя эта версия не соответствует официальной, ее имеют в виду как наблюдатели, так и представители правоохранительных органов, поэтому отход Ходорковского от ЮКОСа вряд ли повлечет за собой изменение меры пресечения.
Александр КОНОВАЛОВ, президент Института стратегических оценок:
-- Ходорковский уже давно -- еще когда небо было совсем безоблачным или нам, по крайней мере, так казалось -- говорил, что в продолжении бизнеса он очень большого личного интереса не видит. Если человек не сумасшедший и у него крыша не едет на самом процессе увеличения суммы, то ему это не очень-то интересно. Человек в такие годы, с хорошим здоровьем и с таким состоянием, может ставить перед собой глобальные задачи, сверхзадачи.
Словом, само решение об отставке не такая уж и новость, Ходорковский говорил, что собирается покинуть бизнес в 45 лет. Почему это произошло сейчас -- очевидно: он снимает с ЮКОСа все возможные тяжести, связанные с его именем. Претензии к нему -- вот пусть его и бьют, а компания пусть пострадает минимально. К тому же он оставляет за собой управление фондом «Открытая Россия».
Я не думаю, что это какая-то сделка: что он отойдет от руководства компанией, а в обмен его отпустят. Хотя, может быть, теперь он покажется властям не таким опасным: без компании он становится просто богатым одиночкой. Ведь президента и администрацию напугали именно политические амбиции Ходорковского. Конечно, чужая душа -- потемки, но Ходорковский человек умный и не может не понимать, что в современных условиях далеко не все огорчаются из-за того, что его посадили. Богатство в России все еще ассоциируется с несправедливостью, криминалом -- это раз. А два -- с такой фамилией у него вряд ли были перспективы, все-таки в стране еще бытуют антисемитские настроения. Так что, имея политические амбиции, Ходорковский не может не понимать, что его электоральные перспективы были бы минимальны.
Записала Наталья РОЖКОВА