|
|
N°207, 04 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Условно неоправданный
Следователя Зайцева признали виновным, но разрешили винить других
Нескончаемая история с расследованием контрабанды мебели, продававшейся в торговых центрах «Три кита» и «Гранд», вчера получила очередное продолжение. Мосгорсуд приговорил к двум годам условно следователя Следственного комитета (СК) при МВД Павла Зайцева, который первым вышел на след нелегальных поставок мебели в Россию, а потом был обвинен Генпрокуратурой в превышении полномочий. Год назад тот же Мосгорсуд полностью оправдал г-на Зайцева, но позже такой вердикт по протесту Генпрокуратуры отменил Верховный суд. В новом приговоре суд, очевидно устав находиться «меж двух огней», явно пошел на компромисс. Г-н Зайцев, как и хотела Генпрокуратура, признан виновным, но при этом он и дальше может спокойно работать в СК. Генпрокуратура таким исходом осталась в целом довольна, а сам г-н Зайцев собирается его опротестовать.
На крупный канал контрабанды мебели Павел Зайцев совместно с коллегами из ГТК вышел еще в 2000 году. Тогда было установлено, что ряд фирм, в том числе «Лига Марс» и «Бастион», ввозили в Россию мебель, недоплачивая государству миллионы долларов, а потом сбывали ее в комплексах «Три кита» и «Гранд», принадлежащих предпринимателям Сергею Зуеву и Андрею Латушкину. В рамках расследования был проведен ряд обысков, а на крупную партию мебели ГТК наложил арест и заявил, что не снимет его, пока владельцы груза не погасят все таможенные задолженности. Официально недоимки должны были вернуть «Лига Марс» и Бастион», которые формально к Зуеву не имеют никакого отношения. Однако эти фирмы были явно подставными, и предприниматель через свою фирму «Альянс-95» согласился перечислить ГТК долг в 2,5 млн долл. После этого груз с товара сняли, а Зуев принялся атаковать Генпрокуратуру жалобами на ГТК и СК. В результате ведомство Владимира Устинова забрало к себе уголовное дело о контрабанде, закрыло его и возбудило два новых -- против начальника таможенной инспекции ГТК Александра Волкова и первого замначальника управления таможенных расследований и дознания Марата Файзулина, а также против Павла Зайцева. Таможенников обвинили в том, что они получили штраф в 2,5 млн долл. не у непосредственных владельцев мебели, а у структур Зуева, которым официально груз не принадлежал. Следователю Зайцеву, в свою очередь, инкриминировали незаконные обыски и аресты. После этого начался конфликт между ГТК и МВД с одной стороны и Генпрокуратурой с другой, в который пришлось вмешаться лично Владимиру Путину. В результате дело о контрабанде мебели было возобновлено, а его расследование поручено специально вызванному из Санкт-Петербурга следователю Владимиру Лоскутову, который, правда, до сих пор хранит гробовое молчание.
Этим летом Дорогомиловский суд столицы полностью оправдал Волкова и Файзулина, а в октябре Мосгорсуд утвердил этот вердикт. Впрочем, его еще может пересмотреть Верховный суд России.
Сложнее оказалась ситуация с Павлом Зайцевым. В сентябре прошлого года Мосгорсуд его оправдал, но Генпрокуратура добилась отмены такого решения в ВС. На повторном суде над следователем Генпрокуратура представила все те же доказательства, что и в прошлый раз. По ее версии, следователь СК выяснил, что партнерами «Лиги Марс» являются ООО «Логистика и менеджмент» и ООО «Сэфтранс», которые помогали перевозить и растомаживать мебель. В ноябре 2000 года г-н Зайцев отдал распоряжение провести обыски в этих фирмах, у руководителей «Сэфтранса» Павла Стребкова и Андрея Саенко, их доверенных лиц и некоторых родственников. Также были задержаны некие Пирогова и Емельянов, которые провели в СИЗО трое суток и без предъявления обвинений отпущены. Все эти действия проводились без санкции прокуратуры, что было расценено как превышение полномочий (ст. 286 УК РФ) и незаконное задержание (ст. 301). Сам г-н Зайцев уверен, что действовал в рамках закона. У него были данные о возможной причастности этих лиц к контрабанде и изготовлению фальшивых таможенных бланков, печатей, а решение о задержании и проведении обысков принимало руководство СК. При этом все события происходили в выходные дни и при «обстоятельствах, не требующих отлагательства». В таких случаях УПК разрешает действовать и без санкции прокурора.
На последнем процессе прокурор попросил снять с г-на Зайцева обвинения в незаконном задержании за истечением срока давности этого обвинения, а за злоупотребления полномочиями приговорить его к двум годам условно. Вчера же судья постановил, что на момент проведения следственных действий у г-на Зайцева не было достаточных доказательств вины Стребкова и Саенко, часть обысков вообще не принесла результатов, а найденные во время части других улики (бланки и печати) не имеют прямого отношения к делу о контрабанде. Также письменного распоряжения на обыски Зайцеву никто из руководства СК не давал. В результате суд посчитал следователя виновным в превышении полномочий. При этом суд отметил, что данный вердикт выносится «без лишения права занимать должности в органах внутренних дел».
"Решение это двоякое, -- сказал вчера нашему корреспонденту г-н Зайцев. -- По части обвинений меня оправдали. В частности, прокурор сам признал часть обысков, в том числе в фирме «Логистика и менеджмент» и у Алины Пироговой, обоснованными. Также сняты обвинения и в незаконных задержаниях. Но по другим обыскам, которые ранее Мосгорсуд признал законными, сейчас вынесено обвинительное решение. Также меня не лишают возможности работать в правоохранительных органах. Тут вообще выходит забавная ситуация. Получится, что в МВД будет трудиться осужденный следователь, у которого идет срок, и при этом он будет сам привлекать других лиц к уголовной ответственности. С нынешней оценкой Мосгорсудом представленных доказательств я не согласен и буду оспаривать ее в Верховном суде".
Александр ШВАРЕВ