|
|
N°207, 04 ноября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Адекватный ответ канадцам
Россия не уступит ни пяди родного неба
Уладить конфликт между российскими и канадскими авиаперевозчиками, не угасающий с 20-х чисел октября, правительство России направило вчера в Оттаву первого замминистра транспорта Александра Нерадько. Одновременно оно выпустило постановление о репрессиях против канадских авиакомпаний. МИД России в тот же день обвинил канадцев в том, что они разговаривают с нами языком ультиматумов и уклоняются от переговоров по существу.
Несмотря на накал риторики, авиационные эксперты считают, что вскоре Россия пойдет на уступки. Если, конечно, канадцы еще раньше не потеряют интереса к воздушной трассе, из-за которой разгорелись страсти на высшем уровне.
Внешнюю фабулу этого конфликта, а также и его коммерческую суть газета «Время новостей» довольно подробно описала во вчерашнем номере. Напомним, что авиакомпания Air Canada требует предоставить ей право беспосадочного пролета в Индию над территорией России. Российские власти, защищая интересы «Аэрофлота» на индийском рынке, отказываются выдать требуемое канадцами разрешение. При этом обе стороны апеллируют к межправительственному российско-канадскому соглашению о воздушном сообщении от 18 декабря 2000 года. Этот документ предусматривает права канадцев на беспосадочный пролет над Россией в Юго-Восточную Азию. Взаимопонимания, однако, не получается, так как канадцы считают Индию частью Юго-Восточной Азии, а российский Минтранс -- нет.
В этом географическом споре уже приняли личное участие президент России Владимир Путин, премьер-министр Канады Жан Кретьен, министры иностранных дел двух стран Игорь Иванов и Уильям Грэм. Безрезультатно.
Чтобы подкрепить свою трактовку южноазиатской географии, канадские авиационные власти с 1 ноября ввели ограничения на полеты «Аэрофлота» через свою территорию. Из-за этого частота рейсов Москва--Торонто сократилась с пяти до двух в неделю, а рейсы в США вовсе перестали проходить над Канадой. Вчера пришел черед России нанести ответный удар.
Он последовал в виде постановления правительства, которым МИД и Минтрансу поручено применить против канадских авиакомпаний адекватные меры, а именно те, которые предусмотрены пунктом 2 статьи 18 межправительственного соглашения. Одновременно официальный представитель МИД России Александр Яковенко возложил всю ответственность за недоразумение на канадцев. Корреспонденту газеты «Время новостей» г-н Яковенко заявил: «Причиной осложнения ситуации является односторонняя трактовка канадской стороной межправительственного соглашения о воздушном сообщении между Россией и Канадой от 18 декабря 2000 года». Но демонстрируя некоторый диссонанс с грозным тоном постановления, подписанного в тот же день Михаилом Касьяновым, дипломат Яковенко подчеркнул: «Россия выступает за урегулирование возникшего спора путем консультаций между авиационными властями двух стран, как это и предусмотрено в указанном соглашении. Путь свертывания авиасообщения считаем тупиковым».
Впрочем, вчерашнее постановление правительства №653 по сути совсем не такое жесткое, как кажется. Оно оставляет огромный простор для дипломатического и коммерческого торга. В нем нет указаний на то, как именно мы в нашем небе отомстим канадским летчикам за неудобства, перенесенные пилотами «Аэрофлота» в Стране кленового листа. Источники в «Аэрофлоте» разъяснили корреспонденту газеты «Время новостей», что пункт 2 статьи 18 соглашения, на который ссылается Касьянов, говорит всего лишь о принципиальном праве одной стороны принимать адекватные меры, если другая сторона выходит за рамки договора. Набор адекватных инструментов воздействия на Air Canada у российских властей не очень широк. Урезать им частоту полетов в Россию (как сами канадцы сделали с «Аэрофлотом») невозможно. Air Canada имеет право летать в Москву и Санкт-Петербург, но сама туда не летает. Эти участки ее маршрутов обслуживают европейские авиакомпании-партнеры.
На запрет транзитного пролета через Канаду в США симметричный ответ найти нетрудно. Air Canada выполняет сходные транзитные рейсы над Сибирью. Однако оплату за этот пролет канадцы (как и другие иностранные авиакомпании) частично перечисляют «Аэрофлоту». Для «Аэрофлота» это серьезный источник доходов. Вряд ли российский Минтранс решится защищать интересы «Аэрофлота», подрубая этот важный сук, на котором сама авиакомпания сидит.
Поэтому информированный источник в «Аэрофлоте» вчера предсказал газете «Время новостей», что в конце концов Россия пойдет на уступки канадской стороне.
Правда, неизвестно, будут ли сами канадцы к тому времени интересоваться беспосадочным полетом в Индию. Этот маршрут Air Canada раньше не использовала. Прямой рейс в Дели был внесен в ее расписание 18 октября этого года и на короткий срок -- до 30 ноября. Можно предположить, что канадцы не до конца уверены в экономической целесообразности этого маршрута. Если экспериментальные полеты не принесут стоящего финансового результата, громкий скандал с участием первых лиц государств, возможно, затихнет совсем незаметно.
Михаил КУКУШКИН, Катерина ЛАБЕЦКАЯ