|
|
N°59, 04 апреля 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не там сели
Китай требует извинений за вторжение американцев
Столкновение американского самолета-разведчика с китайским истребителем все более омрачает и без того непростые отношения между КНР и США. Председатель КНР Цзян Цзэминь возложил ответственность за происшедшее на американцев, добавив при этом, что располагает «достоверными доказательствами». Он заявил, что лично озабочен судьбой пропавшего китайского пилота и неоднократно давал указания по поводу поисково-спасательных работ.
Однако США извиняться не намерены. Президент Буш заявил, что приоритетами США являются «быстрое и безопасное возвращение экипажа» приземлившегося на территории КНР разведчика, а также возвращение самого самолета EP-3 Aries «без его дальнейшего повреждения и вмешательства». Источник в китайской полиции сообщил агентству AFP, что намеченная на вчерашний вечер встреча экипажа с американскими дипломатами должна была произойти в административной столице провинции Хайнань городе Хайкоу -- он расположен в пяти часах езды от военного аэродрома Линшуй, где приземлился американский самолет. О возвращении экипажа на родину речь еще не идет.
Посол США в КНР адмирал Джозеф Прюэр полагает, что на борту оставленного экипажем разведчика сейчас хозяйничают китайцы. Представитель китайского МИДа Чжу Банцзао отверг претензии США на экстерриториальный иммунитет для ЕP-3. По его словам, это «не обычный авиалайнер, а военный самолет-разведчик, который, протаранив китайский самолет, незаконно вторгся в воздушное пространство КНР без согласия китайской стороны и приземлился на китайском аэродроме». Как «потерпевшая сторона» Китай намерен провести самостоятельное расследование.
Знакомство с оборудованием EP-3 обогатит познания китайских военных о разведывательной деятельности США против КНР. Американские СМИ спорят о том, должен ли был командир самолета рискнуть жизнями 23 военнослужащих и утопить поврежденный EP-3 в море, чтобы секреты не попали в КНР. Пентагон успокаивает общественное мнение, уверяя, что у экипажа было достаточно времени на разрушение секретного оборудования и стирание памяти компьютеров. Не исключено, что для оперативного изучения оставшихся обломков оборудования китайские военные могут привлечь более опытных специалистов из России -- ведь рано или поздно самолет придется возвращать.
Долгосрочные последствия инцидента остаются неопределенными. Командующий силами США на Тихом океане адмирал Дэннис Блэр заявил, что если китайское правительство быстро отправит на родину самолет и экипаж, оно продемонстрирует, что «менталитета «холодной войны» больше нет» и что у двух стран могут быть конструктивные отношения. Руководство КНР полагает, что для предотвращения новых инцидентов США должны прекратить разведывательные полеты в воздушном пространстве вблизи китайских приморских районов. Но в Вашингтоне считают ненормальным не собственный шпионаж у китайских берегов, а попытки китайских ВВС следить за американскими разведчиками.
Александр ТИМОФЕЕВ